Преса

Преса

О таинстве создания музыки в театре

Свои «секреты» читателям «Дня» раскрывает композитор Александр Шимко.

За семь с половиной лет работы руководителем музыкальной части в Национальном театре русской драмы им. Леси Украинки музыка Александра Шимко украсила не один десяток постановок («Циничная комедия», «Вишневый сад», «Нахлебник», «Страдания юного Вертера», «Бешеная кровь», «Везде один», «Женщина и чиновник», «Ненормальная», «Женщина былых времен» и др.), воздействовала на зрителя, задавала настроение, создавала атмосферу, выражала потаенные смыслы...

— Спектакль — коллективное детище. Его появление на свет — результат совместного труда всего состава постановочной команды (режиссера, актеров, композитора, звукорежиссера, сценографа, хореографа, художников по свету, костюмеров и многих других). Постановка должна рождаться в непрерывном диалоге. На этот период все участники процесса становятся семьей, единым организмом, — подчеркивает Александр ШИМКО. — Для композитора (как, впрочем, для каждого участника спектакля) работа начинается с первого прочтения пьесы. В процессе знакомства с материалом у меня, например, уже появляется некое ощущение музыкальной атмосферы пьесы, что впоследствии перерастает в музыкальное решение будущей постановки. Я уже намечаю важные, на мой взгляд, акценты, определяю, в каких сценах музыка нужна, а в каких — нет. Затем наступает очень важный этап — общение с постановщиком, который и формирует идейные основы будущего спектакля. Режиссера можно сравнить с дирижером, он вдохновляет всех нас и направляет творческий процесс в русло воплощения тех самых художественных идей. Например, моя первая беседа с режиссером спектакля «Пробуждение весны» Катрин Кацубко продлилась четыре часа! На раннем этапе важно выяснить, в каких ощущениях мы с режиссером совпадаем, а в каких — нет. Если команда примерно одинаково чувствует материал, и принципиальных противоречий не возникает, — все происходит плодотворно и гармонично.

— Расскажите, как рождается ваша музыка?

— Процесс создания спектакля загадочен, а порой и мистичен. После полного погружения в материал предстоящей постановки, глубокого исследования и прочувствования в себе я начинаю слышать музыку. Она возникает как естественная реакция на ощущение, рождающееся во мне в процессе проживания. Рожденная музыка как бы суммирует все это воедино. А затем происходит работа над воплощением и развитием того, что звучит во мне. И это уже вопрос знания техники и ремесла. Безусловно, свои коррективы в музыкальное решение спектакля вносит репетиционный процесс. Я считаю, что композитору необходимо быть непосредственным его участником. Нельзя написать музыку для театра, только сидя за роялем или компьютером в закрытой комнате, вне контекста постановочного процесса.

— Вы пишете музыку не только для театра. Она отличается от той, что звучит в спектаклях?

— Музыка сама по себе является самодостаточным и очень точным (в смысле ремесла) искусством. Не зря ее сравнивают с математикой. Она создается как цельное полотно (в отличие от музыки, написанной для театра или кино). Она способна донести любую идею, любое чувство, не выходя за рамки музыкальных средств выразительности. Это уникальный язык. Поэтому, сочиняя симфонию, я создаю цельную и самодостаточную структуру.

Театральная же музыка — лишь один из множества компонентов ткани спектакля, и она должна быть частью единого целого — театральной постановки. В этом случае музыка уже не может быть чем-то обособленным, замкнутым на себе. Ей необходимо гармонично взаимодействовать со всеми элементами — замыслом драматургии, режиссерским решением, актерским воплощением, реализацией художника...

Конечно, и в спектакле музыка — полноправное действующее лицо, просто нельзя перетягивать одеяло на себя. Как только нарушается равновесие между всеми составляющими в спектакле, внимание публики рассеивается, и целостность восприятия спектакля разрушается. Если же музыка, созданная для спектакля, слушается и как самодостаточное произведение, это — высший пилотаж.

— У каждого композитора (вне зависимости от того, театральную, киношную, или концертную музыку он пишет) вырабатывается свой почерк. Приходится ли вам в работе над спектаклем ломать себя, выходить за рамки личного комфорта и ощущений?

— Я считаю, что по-настоящему творческий человек не может мыслить такими категориями. Ломать можно лишь что-то закостенелое, застывшее. А такой человек не имеет права заниматься искусством. Творческий процесс — не станок, штампующий заготовки. К написанию музыки для очередного спектакля нельзя подходить с уже найденной ранее методологией. Я вообще считаю, что любая методика губит искусство. Мы уже говорили о том, что ключевым в словосочетании «творческий процесс» является слово «процесс». Он живой, подвижный. Причем логика этого процесса, чаще всего, парадоксальна. Те, кто пытается создать методологии творческих процессов, отрицают саму природу творчества. В разных спектаклях не бывает похожих проблем и задач, в этом и прелесть творчества.

Приступая к новой работе, нужно быть, с одной стороны, чистым листом, а с другой — мастером, владеющим всеми профессиональными навыками.

— Среди ваших произведений есть те, которыми вы гордитесь больше остальных?

— Самое любимое произведение — то, которым занимаюсь в данный момент. Закончилась робота, и на его место приходит что-то другое. Ну, какой смысл переслушивать по сто раз даже самое удачное свое произведение?! Нужно быть до конца искренним в своем творчестве, отдавать всего себя, словно это произведение — последнее в твоей жизни. А как только отдал, переворачивай страницу и... приступай к новому!

 

СПРАВКА «Дня»

 
Александр ШИМКО — композитор и пианист. Организатор и музыкальный директор фестиваля «Музыкальная Трибуна Киевской Молодежи»(2008). Член Национального союза композиторов Украины (2003). Лауреат премии им. Л. Ревуцкого (2007). Лауреат премии М.И. Вериковского (2009). Председатель молодежной комиссии в Киевской организации Национального союза композиторов Украины (2004—2010). Член правления Киевской организации Национального союза композиторов Украины (2007—2010). Член организационного комитета XI и XII Международного форума «Музыка молодых»(2009, 2011), автор проекта «Етносучасність» (2009) и «Етносучасність II»(2011).

Работает практически во всех жанрах академической музыки. Сотрудничает со многими известными исполнителями и коллективами как в Украине, так и за рубежом.

Кристина Срибняк

Газета "День", №46, (2015)

 
go_up