Преса

Преса

А может быть собака…

«Собака так преданна, что даже не веришь в то, что человек заслуживает такой любви», - с этой мыслью Ильи Ильфа трудно не согласиться, особенно после просмотра «Двое, не считая собаки (История собаки)». Постановка по пьесе Валентина Красногорова открыла парад весенних премьер Киевского театра русской драмы имени Леси Украинки. Между тем, это не столько спектакль о собаке, сколько притча о человеческих взаимоотношениях и судьбоносных встречах. 


ВСТРЕТИЛИСЬ ДВА ОДИНОЧЕСТВА

Затвориться в зоне комфорта, или взглянуть правде в лицо и решиться что-то изменить? Столь нелегкий выбор предстоит сделать героям этой истории - Мужчине, Женщине и… Собаке. Прибегать к услугам четвероногих создателям спектакля, конечно же, не пришлось. В этой роли отлично проявила себя Шорена Шония.
Итак, потерявшийся очаровательный щенок по кличке Булька врывается в жизнь одинокого мужчины. Не так давно железнодорожника Михаила (Павел Кильницкий) бросила жена, да еще и детей забрала с собой, и, может быть, поэтому маленькая преданная собачка становится его единственной отрадой. Вдруг, оказывается, что кроме этого щенка в жизни Мужчины нет ничего стоящего. Однако уход за домашним животным не совместим с графиком его работы, ведь завтра в рейс. Так что тут - либо увольняться, либо избавляться от питомца.

После неудачных попыток пристроить Бульку в хорошие руки не остается иного выхода, кроме как отвести ее в пункт приема бездомных животных. В тусклом кабинете этого учреждения нас встречает неприветливая раздраженная Женщина (Елена Тополь). На лирические рассказы о незадавшемся семейном счастье и прочую болтовню она не настроена. Складывается впечатление, что ей - лишь бы поскорее собаку забрать да отметку соответствующую в журнале поставить. Вскоре станет ясно, что образ бездушной бюрократки – защитная маска. Ведь с личной жизнью у Женщины тоже не сложилось. Ради спасения Бульки Мужчина даже готов в один миг жениться на своей новой знакомой: «А чего тянуть? Завтра в рейс!» Но единственное, что может предложить Михаилу Женщина – усыпить собачку. Что же он решит?.. И как бы на его месте поступили вы?..

Этот спектакль заставляет проводить параллели и задаваться вопросами. Разве каждый из нас не стремится переложить свою ответственность на других? Многие ли готовы обеспокоиться судьбой бездомного животного или прийти на помощь ближнему? Это ведь удобно: не замечать того, что творится вокруг. Булька - лишь предлог обнажить проблему кризиса человеческих взаимоотношений, которой озадачился режиссер Тарас Бенюк. Столкновение двух правд, несхожесть взглядов персонажей на подлинный смысл бытия закручивает пружину конфликта этой истории. В своих проблемах герои склонны винить кого угодно, не желая искать проблему в себе. Довольно беспощадно Женщина открывает Михаилу глаза на правду, которую он так и не смог понять за годы семейной жизни: никакие деньги не заменят жене внимания, а детям – отца. Впрочем, и Мужчина срывает с Женщины «розовые очки». Фразой: «А идеальных любить легко! Ты меня полюби! Простого, обыкновенного, со всеми болячками и углами!», - он указывает героине на то, что ее идеализм не имеет ничего общего с жизнью. Может быть, и она немножко собака? Что, если от природы отзывчивая и преданная, она стала колючей, временами – агрессивной «только от жизни собачьей»?  

ПОДЗАГ: ЛЮБИ, ПОКА БЬЕТСЯ СЕРДЦЕ

«Двое, не считая собаки» - результат не только профессионального сотрудничества, но и партнерского доверия. Наверное, поэтому спектакль получился не только целостно проработанным - психологически, композиционно и ритмически, но и очень человечным - созвучным проблемам современности. Постановка задевает зрителя, который не может (да и не пытается) скрыть своих слез. Эта история согрета дыханием артистов, их собственной болью за человека. Вероятно, это тот самый ключик, при помощи которого актеры нашли подход не только друг к другу, но и к каждому, сидящему в зале. Настроение публики по мере того, как разворачиваются события, меняется синхронно самочувствию героев, их бедам и радостям. Всего за час сценического времени зритель успевает от души посмеяться над шалостями Бульки и ее хозяина, всерьез задуматься над сложившейся ситуацией и сообща с участниками помучиться поисками разрешения проблемы.

Для артистов этот спектакль важен и в профессиональном ключе. Каждый на этом материале сделал уверенный шаг вперед. Так Елена Тополь сыграла характер, которого еще не было в ее творческой палитре. Вся ее природа протестует против превращения в циничную особу. Но, как известно, роль «на сопротивление» раскрывает актерский потенциал. Как старательно ее героиня пытается создать видимость бездушной бюрократки, тщательно скрывая свою ранимость и красоту под невзрачной робой и напускной строгостью. Один лишь взгляд выдает бесконечную тоску этой женщины. И как буквально на глазах у зрителя она постепенно оттаивает, поддавшись обаянию нового знакомого.

Роль Мужчины стала (на сегодняшний день) одной из лучших в творческом багаже Павла Кильницкого. На этом материале актер продемонстрировал свою  готовность к невероятным, почти мгновенным перевоплощениям. Вначале его герой безуспешно, но настойчиво пытается наладить контакт с неприветливой женщиной, но, наталкиваясь на одни лишь колкости, начинает отвечать ей тем же. В то же время продолжает отыскивать уязвимые места героини и осторожно пытается ее «охмурить». Природа возьмет верх, и соблазнение все равно получится неуклюжим и слишком прямолинейным, но в этом неотесанном работяге есть что-то светлое и наивное. Оно проявляется в его рассказах о Бульке, полных умиления и любви. Кильницкий произносит текст с такой нежностью, будто речь идет не о собаке – о ребенке, и не поверить ему в эти моменты просто невозможно.

Роль озорной Бульки, покорившей зрителей своей доверчивостью и трогательностью, может быть, самая сложная. В пьесе Красногорова образ Собаки описан довольно скупо, поэтому совершенно непонятно, какой она должна быть. Сообща с партнерами Шорене Шония удалось сыграть щенка бульдога самодостаточным героем, не используя при этом никаких внешних приспособлений – ни костюма, ни грима. Актриса не претендует на внешнее сходство, не бегает на четвереньках (что выглядело бы просто смешным), не копирует собачий лай (что ровным счетом ничего не дало бы спектаклю), но играет суть – простодушие, бескорыстие, преданность. В сцене совместного чаепития Булька как ни в чем не бывало садится за один стол с хозяином и его новой знакомой, считая себя полноправным членом компании, и смачно прихлебывает чай.
Три замечательных монолога Бульки привнесли в спектакль Павел Кильницкий и автор идеи постановки Ирина Бенюк. Первый – исповедальный, о блохах, которые «маленькие такие и кусючие, есть у каждого, но не каждый в этом сознается». Второй - о смехе, который является «самой верной пробой и главным зеркалом души»,  заимствован из «Подростка» Федора Достоевского. С призывом любить обращается Булька в своем финальном монологе: «Люби… люби пока бьется твое сердце. А когда перестанет биться – лети… лети…» И может быть, это главное, чему способна научить нас собака – искренне и бескорыстно любить.

 

Елена Тополь: Моя героиня – женщина испытывающая острую душевную боль. Она сама, как собака, ополчившаяся против всего мира. Но все же, она - не черствый сухарь. Кто знает, может быть, работая на живодерне, она так и не убила еще ни одну собаку. Наоборот, как может, старается помочь несчастным животным, для того и устроилась на эту работу. Каждого вошедшего с щенком человека - презирает. Она же видит, что Михаилу было хорошо с Булькой, вот и пытается спасти животное, а вместе с ним и душу его хозяина. Она надеется, что он все же оставит собаку себе.

Шорена Шония: Найти образ Бульки мне во многом помогали партнеры. Я ведь не первая исполнительница роли Собаки в этом проекте, до меня ее репетировали еще три актрисы. Режиссер Тарас Бенюк подчеркивал: Булька - не совсем собака. Это душа человеческая, непосредственная, как ангел или ребенок. Она чиста и готова любить своего хозяина, а также верить ему беспрекословно. Поэтому у Бульки и в мыслях нет, что ее ведут в какое-то страшное место… Наш спектакль не о бездомных собаках, а об ответственности, которую мы несем, не только за животных, но и за близких людей. Помните, как в «Маленьком принце» Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Хочется, чтобы люди вспоминали этот завет, выходя из зала после нашего спектакля.

Павел Кильницкий: Мой герой - не трус и не предатель. Поначалу он просто не осознает, что Собак здесь не «пристраивают», а усыпляют. Он очень добрый и душевный человек. Но у него нет другого выхода. Ему нужно отправляться в рейс, чтоб обеспечить своих детей, которых очень любит. Если он потеряет работу, то с чего же будет выплачивать алименты?! Поэтому и приводит Буличку в пункт приема. А выпады в свой адрес расценивает, как эгоизм Женщины. Мол, так ты ничего и не поняла! У каждого - своя правда. Мне бы очень хотелось, чтобы в моем персонаже кто-то из зрителей узнал себя и оценил со стороны.

Кристина СРИБНЯК

«Театральное крылечко» №1(18), 2016 р.

Посилання:

 
go_up