Преса

Преса

Прощайте, магическая Женщина и Актриса!

25 апреля утром в Национальный театр русской драмы им. Леси Украинки пришла печальная весть. На 89-м году жизни ушла замечательная актриса, необычайно красивая женщина Надежда Петровна Батурина.

Ее любили все, от мала до велика! Малыши обожали трогательную тетю Надю за теплоту и искренность, за то, что многие годы каждую среду она сама приходила к ним в дом с экрана телевизора и вместе с Буратино рассказывала сказки на ночь. Взрослые любовались ее царственной, грациозной женской красотой и восхищались актерским талантом. А партнеры и режиссеры любили ее за неиссякаемый юмор, талант рассказчицы и беззаветную преданность профессии. Так, как умела носить театральные костюмы Надежда Батурина, мало кому удавалось. Она была из другого времени и при этом необычайно современна… 

- Впервые на киевскую сцену Надежда Батурина вышла в спектакле «Четвертый» Константина Симонова. И сразу же попала в блистательное актерское созвездие: Николай Рушковский, Александр Ануров, Олег Борисов. Это было новое поколение, которое продолжало традиции корифеев, работать с ними было чрезвычайно интересно. Партнеры научили главному - чувству локтя на сцене, - рассказал «Дню» Борис КУРИЦЫН, руководитель литературно-драматургической части Театра им. Леси Украинки. - Послужной список работ Надежды Петровны был довольно внушителен. Лишенная примитивного тщеславия, актриса никогда не боялась маленьких ролей, с одинаковым рвением отдаваясь каждой из них. Почитатели Русской драмы старшего поколения помнят ее Панченко в «Кафедре» В. Врублевской, принцессу Эболи («Дон Карлос» Ф. Шиллера), Лидию Павловну («Варвары» М. Горького), Огудалову («Бесприданница» А. Островского), леди Брэкнелл («Как важно быть серьезным» О. Уайльда). Роли разные - драматические и комедийные. Достаточно сравнить Донну Анну из «Каменного властелина» Леси Украинки и предводителя эмансипированных женщин, госпожу Лазич, в комедии «ОБЭЖ» Б. Нушича. Артистка очень любила роль Эмилии в спектакле «Отелло» У. Шекспира (постановка Михаила Резниковича). Характер героини сильный, такой же, как у самой актрисы. Очень близка ей и роль Сары Бернар в спектакле «Смех лангусты» Д. Маррелла, которая учит, что за взлетами следуют катастрофы и их нужно уметь преодолевать. Это подтверждал личностный девиз актрисы: «Никогда не сдаваться»…

В Киевском театре им. Леси Украинки всегда были красивые, грациозные актрисы. О них говорили - салонная актриса. Уж не помню, от кого я впервые услышал это определение, но запомнил его навсегда. Такими были Мария Павловна Стрелкова, Валерия Францевна Драга. Можно было бы назвать еще несколько актрис Киевского театра имени Леси Украинки, и вот, когда уже их слава отгремела и их имена стали практически театральной легендой, в театр пришла она - Надежда Петровна Батурина. Необычайно женственная, с прекрасными манерами как на сцене, так и в повседневной жизни, с очень красивыми чертами лица. Юрий Сергеевич Лавров, прекрасный актер и ценитель женской красоты, называл ее Надин и немного подшучивал над ее порой вычурными манерами. Манера говорить в жизни и на сцене, манера одеваться, умение носить исторический костюм, прекрасное владение английским языком - все это необычайным образом дополняло ее актерское дарование. Она была убедительна в роли Донны Анны в "Каменном властелине" Леси Украинки и в роли Леди Брэкнэл в «Как важно быть серьезным» О. Уайльда. Она могла быть жесткой и непримиримой в спектакле "Победительница" А. Арбузова и похотливой светской волчицей в "На всякого мудреца довольно простоты" А. Островского. Странно, но кино ее не жаловало. Пару незначительных эпизодов в проходных фильмах. А ведь она была из тех редких актрис, которые умеют работать на крупном плане»...   

«В актерской профессии больше, чем в другой личностные человеческие качества играют часто главную роль. При всем своем таланте и красоте Надежда Батурина была абсолютно лишена звездной болезни. Испытав успех, славу, она всегда оставалась сама собой. При этом ей была присуща закрытость. Всегда оставаясь любезной, актриса не позволяла себе «распахивать душу», откровенничать, умела сохранять дистанцию в соответствии с правилами хорошего тона. Это создавало ореол глубинной внутренней тайны, притягательной загадочности, - вспоминает театровед Татьяна МОЦАРЬ. - Надежда Батурина часто играла героинь, красота которых – условие сюжета. Но никогда не спекулировала своей внешностью. В ней не было примитивного кокетства, которым часто пользуются женщины. Неприкрытая чувственность, победительный напор вообще не входили в арсенал актрисы. Она никогда не пользовалась своими возможностями ради дешевого успеха, знала, чем за это порой приходится платить. Может быть, поэтому не слишком быстро продвигалась в театре, да и почетные звания пришли к ней довольно поздно…

Творческая зрелость актрисы припала на время бешеных ритмов. Телевидение, появление новейших электронных технологий ускоряет их до невозможности, порой просто не дает опомниться, лишний раз проанализировать информацию, неспешно ее усвоить. Но актриса отлично усвоила истину: «Искусство муз не терпит суеты». Даже идя на эксперименты, выступая в новой для себя ипостаси, она оставалась сдержанной и по-королевски величественной. Самой собой. Выходя на сцену в роли Чебоксаровой в комедии А. Островского «Бешеные деньги» и Амбры в трагикомедии «Возвращение в Сорренто» А. Николаи, своим природным обаянием актриса всегда приковывала к себе внимание и мужской, и женской половины зрительного зала…. К сожалению, к актерам жизнь бывает несправедлива. С годами обретается опыт, шлифуется мастерство. Возникает популярность, любовь зрителей, а круг ролей - сужается. Возрастных женских ролей в русской и зарубежной драматургии так мало. Но актриса не сдавалась. Богатый родник души, высокий интеллектуальный уровень, глубокий внутренний мир Надежда Батурина реализовала в режиссуре. Ее спектакли были созданы по законам психологического театра, в основе их - простые человеческие чувства и переживания, близкие каждому. Она поставила несколько спектаклей в театре «Сузір’я», а в родной Русской драме - «Загадку дома Вернье» по А. Кристи и «Пизанскую башню» Н. Птушкиной. Филолог по образованию, Надежда Петровна умела выбрать высокохудожественные произведения для постановки. «Убийство в пансионе Монксуэл-Менор» А. Кристи, «Когда лошадь теряет сознание» Ф. Саган, «В круге любви» С. Моэма, «Требуется лжец» Д. Псафаса - это литература, способствующая нравственному очищению.

В спектакле «В круге любви» Надежда Батурина играла Китти, это удивительно светлый образ истинной леди. Ее героиня говорила: «Никогда нельзя возвращаться в места, где ты был счастлив. Это разбивает сердце». В отличие от Китти, сама Надежда Батурина любила возвращаться в места, где была счастлива. Для нее это был допинг, возможность «копить» воспоминания. Каждое из них ценно…

В интервью (см. «День», № №227 за 1998 г.) Надежда БАТУРИНА рассказывала: «…За годы работы в театре пришлось пережить всякое. Особенно психологически тяжело дался период чехарды, когда главные режиссеры менялись как перчатки. Это было непродуктивное время. И хотя я играла много, но кошки на душе скребли. Нас, актеров, даже упрекали в «кровожадности», дескать, «съедаем» режиссеров. Театр — сложный организм. Люди творческие — очень ранимые натуры. Косой взгляд, неосторожное слово могут вызвать пожар. Некоторые из режиссеров были ниже по своему уровню, чем труппа. А во всех неурядицах и конфликтах считали виноватыми нас…У любого актера бывают периоды, когда он меньше занят. Тут важно не паниковать и научиться ждать своего часа…».

Надежда Петровна была поистине народной артисткой. Все, кто видел ее на сцене, никогда не забудут эту магическую Женщину и Актрису. Смерть Батуриной невосполнимая утрата для театра.

Прощание с Н.П. Батуриной состоится 27 апреля в 12:00 в помещении Национального театра русской рамы им. Леси Украинки. Похоронят актрису на Байковом кладбище.

«День» выражает соболезнование коллегам, друзьям и близким Надежды Петровны. Вечная память!

Тетяна Поліщук

«День», 25 квітня, 2017

Посилання:

 
go_up