Преса

Преса

В Театре русской драмы сыграют спектакль о человеческом конформизме

Завтра на Новой сцене Национального академического театра русской драмы имени Леси Украинки европейская премьера пьесы Нила Лабюта «Жирная свинья». Главные роли в постановке Михаила Резниковича исполняют молодые актеры театра — Ирина Борщевская, Анна Гринчак, Станислав Бобко, Елена Нещерет, Любовь Тищенко, Евгений Авдеенко и Алексей Полищук. «Известия в Украине» побывали на прогоне спектакля.

Жирная свиньяХудо от фастфуда

Случайная встреча в кафешке клерка Тома и библиотекарши Эллен перерастает в нежнейшие отношения, которые вскоре заканчивается. Они расстаются. Казалось бы, стандартная мелодрама. Но вопреки ожиданиям, амурную линию драматург отодвигает на второй план — и ломает все стандарты на корню. Пьесой о любви «Жирную свинью» можно назвать в последнюю очередь. История усложняется тем, что Эллен — обладательница не только широкой души, но и весьма увесистого тела. Она не пухленькая и не полная, а самая что ни есть жирная. Избыточный вес героини рождает уйму проблем и комплексов. Но не у нее, а у ее вполне благополучного кавалера.

Том (Станислав Бобко) — классический представитель мощной социальной прослойки, прозванной в народе «офисным планктоном» (автор даже не считает нужным уточнить, чем, собственно, занимается его герой — так подчеркивает его незначительную роль в обществе). Том не обладает особыми приметами, не совершает экстравагантных поступков. Он существует в системе координат «работа-дом», по инерции встречается со среднестатистической блондиночкой, словом, живет как все — плывет по течению. По всей видимости, органично существовать в этой роли актеру помогает его собственная природа. Весь спектакль Бобко приходится жить в смущении и неловкости, его герой заикается от волнения, встречаясь и с Эллен, находясь рядом с нею, стесняется показать ее коллегам-друзьям. Но даже сквозь столь плотный рисунок роли просвечивает манера самого актера — играть не выпячиваясь. Он интересен, пока играет соло. Но стоит появиться на сцене другим актерам, внимание зрителя мгновенно переключается на них. Благо, в этой роли природная деликатность на руку актеру — удачно подчеркнута пассивная жизненная позиция героя.

Как водится, каждый ведомый ищет ведущего. За безропотную душу в «Жирной свинье» сражаются две сильных личности: Эллен и сотрудник Тома, прирожденный лидер по имени Картер. Но цели у них разные. Девушка в этой борьбе руководствуется высокими мотивами — научить Тома не думать, что люди скажут, чтобы построить отношения. А Картер сбивает с верного пути от нечего делать, из спортивного интереса (не случайно на сцене появилась баскетбольная корзина и мячи, с которыми в свободное от время упражняется «офисный планктон»).

Герой Евгения Авдеенко — опытный игрок, коварный стратег, знающий как попасть в самое уязвимое место, как лучше подколоть друга, чтобы тот сломался, сдал позиции без боя. Но главное — азартен сам актер. Авдеенко настолько увлечен игрой (и спортивной, и заочным поединком с Эллен, и особенно игрой актерской), что невольно становишься его болельщиком. У этого актера все всерьез, и все до конца. Иногда даже чрезмерно. Но то, что герою каждое мгновенье на сцене есть чем себя занять, дорого стоит. Но вот в чем парадокс: Картер совершает сто движений в секунду, непрерывно дурачится, ерничает, но при этом становится эмоциональным стержнем спектакля. Если сидящие в зале отнеслись к проблеме, поднятой Лабютом и Резниковичем всерьез, то во многом благодаря именно этому легкомысленному и циничному комику. Есть в нем что-то мефистофельское и притягательное.

Там, где мяч

Исполнительнице роли Эллен досталась самая яркая режиссерская находка. На самом деле «жирная свинья» Анна Гринчак — девушка хрупкая, почти миниатюрная. Не отличается габаритами и Ирина Борщевская, играющая эту роль во втором составе. Да поди, поищи такую толстушку в актерском арсенале. Стереотипам не чужды и преподаватели театральных вузов, отбирающие стандарт-вариант на вступительных экзаменах. Конечно, можно было обвешать актрису с головы до ног накладными телесами, облачить в балахон и всем дружно прикидываться, что получившая карикатура достойна того, чтобы ее воспринимали всерьез. Но создатели спектакля поступили хитрее — сыграли на условности. В прологе, набивая те же баскетбольные мячи, ребята поочередно закладывают их героине за пазуху (обозначая необъятную грудь), и в просторные брюки (создавая немыслимые объемы). То, что перевоплощение происходит на глазах у зрителей, делает всех сообщниками — публика добровольно принимает правила игры. Но мячики — не только яркий зрительный эффект, особая примета спектакля, которая безусловно надолго врежется в память. Этот ход удачно подчеркивает бутафорский характер проблемы — дело не в лишнем весе.

Все в спектакле работает на утверждение главной идеи, накаляет нравственный конфликт. Но борьба Картера и Эллен заведомо обречена, хотя бы потому, что силы не равны. Тома подстрекает и поднимает на смех не только друг (безусловный авторитет), брошенная девушка Дженни (Елена Нещерет, Любовь Тищенко), движимая ревностью и жаждой мести, но и остальные сотрудники. По всей видимости, именно в поддержку Картеру в спектакль ввели нескольких клерков, особой роли в развитии истории не играющих, их мнение для Тома оказывается решающим, ведь он — человек команды. И хотя номинально преданной любимым, обыгранной Картером остается Эллен, настоящая жертва, конечно, не она.

Анна Гринчак сумела создать образ человека цельного, самодостаточного. В начале спектакля кажется, что самоирония ее героини, спокойное отношение к своим габаритам — лишь бравада, защитная реакция. Но оказавшись изгоем общества, имея полное право раскиснуть и пожалеть себя рядом с вечно хнычущим мужчиной, она находит в себе силы для двоих, что говорит о неподдельном мужестве. При очередном финальном приступе малодушия главного героя Гринчак не закатывает истерик, а застывает с отсутствующим взглядом, полная человеческого достоинства, которого так не хватает Тому. Самопредательство — это убийство собственного Я. Мы не решаемся преступить закон, боясь осуждения и наказания, через себя же переступаем легко, надеясь, что преступление останется незамеченным. Кажется, именно это хотели донести до нас создатели спектакля — постановщик Михаил Резникович и режиссер Ольга Гаврилюк.

Хочется отметить, что несмотря на внушительную порцию морали, спектакль не воспринимается как дидактический. «Жирная свинья» адресована, прежде всего, молодежи, которой, как известно, жирную и здоровую пищу для мозгов нужно подавать под специальным соусом. Первый из них подобран весьма удачно. Действо сразу подкупает... узнаваемостью. Хотя актерская братия от «офисного планктона» далека, создается впечатление, что весь состав родился в сереньких строгих костюмчиках. Атмосферу создает не только типовой офисный кабинет (художник — Елена Дробная). Вместо общепринятой театральной программки зритель получит набор всем и каждому знакомых документов, среди которых обращение к зрителям постановщика Михаила Резниковича, «замаскированное» под служебную записку, сведения об авторе пьесы, поданное в виде резюме, программка спектакля, помещенная в интерфейсы компьютерных программ, с которыми каждый день приходится работать служащим.

И, конечно, одно из важнейших условий усвояемости театрального продукта для молодежи, обладающей «клиповым сознанием» — точно выстроенный темпоритм спектакля. Внимание зрителей в «Жирной свинье» удерживается благодаря чередованию динамичных и размеренных сцен, контрасту резких и спокойных музыкальных тем. Кажется, моменты эмоциональных переключений просчитаны математически, поэтому спектакль идет на одном дыхании. Единственный контраст нарушает общую гармонию. За очень напряженной сценой исповеди главного героя следует эпилог, в котором Эллен беззаботно напевает с друзьями веселую песенку. Учитывая серьезность ситуации, по инерции продолжаешь искать логическую связь музыкального номера с общей канвой спектакля. Однако ни по смыслу, ни по настроению песенка о коварных и ветреных мужчинах с героями «Жирной свиньи» не вяжется, как ни крути. Возможно, из гуманных соображений постановщики хотели разрядить обстановку, но переоценили возможности зрителей — переключиться мы не успели. Наверно, каждому из нас все-таки полезно остаться один на один с открытыми вопросами и в звенящей тишине финала осмелиться задать их себе.

Елена Францева

"Известия", 9 ноября 2011

Посилання:

 
go_up