Преса
Преса
К 85-летию Национального академического театра русской драмы имени Леси Украинки снимается многосерийная телепрограмма
Известные артисты ностальгировали о прошлом, размышляли о будущем, вспоминали эпизоды театральной жизни. Всего не перескажешь. Все увидят зрители канала «Культура». Здесь мы ограничимся избранными местами из будущей телепрограммы.
«МЕНЯЮ СВОЮ СЧАСТЛИВУЮ ЖИЗНЬ НА ТРАГЕДИЮ ЭТОГО МЛАДЕНЦА»
Молодой артист, страстно влюбленный в храм искусства, куда его недавно приняли, пришел на свой первый спектакль задолго до начала. И удивился: пожилая актриса, уже готовая к выходу на сцену, словно райская птица, порхала между букетами и распевалась.
Молодой артист решил прийти завтра пораньше, чтобы быть первым. Пришел. Актриса уже была в костюме и распевалась. На следующий день юноша влетел в театр за полтора часа до начала спектакля. Пожилая дама порхала между букетами, словно никуда и не выходила. Молодой артист прекратил соревнование. Он понял: дама выиграла.
Тем храмом искусства, где все происходило, был Киевский театр русской драмы, молодым артистом — Юрий Николаевич Мажуга, теперь народный артист СССР, а соревновался он с народной артисткой УССР Лидией Павловной Карташовой, любимицей коллег и публики.
Автор будущей телепрограммы заслуженный деятель искусств Украины Борис Александрович Курицын собрал все поколения нынешней труппы за чайными столиками на сцене, которую многие из них называют «намоленной».
Чтобы «разговорить» артистов, над сценой натянули большой экран и, словно в кинозале (кстати, в этом театре когда-то и была синема), в сопровождении тапера показали фильм-капустник, снятый более полувека назад обладателем искрометного чувства юмора помрежем Николаем Питоевым.
Вот на экране молодой Павел Луспекаев. В нем еще нет той монументальности, которая появится в «Белом солнце пустыни», он молод, комичен, методично намыливает помазком подбородок, щеки и, перенеся мыльную пену на густую шевелюру, на глазах у всех решительно сбривает ее. Кто-то из актеров вспомнил: «Это Луспекаев готовился к роли Котовского».
А вот молодой Олег Борисов с женой и маленьким сынишкой у двери в театр. Сынишка резко разворачивается и убегает от двери в театр. В это время в нее входит Михаил Федорович Романов, корифей сцены, народный артист СССР, и назидательно замечает малышу: «Уже попал под влияние нашей молодежи?».
Если другие театры начинаются с вешалки, то Русская драма начиналась с крылечка у служебного входа, которое в актерском народе беспардонно прозвали «брехаловкой». Сколько здесь переговорено, выплакано, рассказано анекдотов и выкурено сигарет! И сколько, как выяснилось на съемках, молодых артистов замирали, глядя на нее издали и страстно желая взойти по священным ступенькам в здание, где обитают театральные небожители.
На «брехаловке» произошел один из тех эпизодов с участием корифеев, что из уст в уста передаются поколениями. Виктор Михайлович Халатов и Юрий Сергеевич Лавров, стоя на крылечке, смотрят на молодую мамашу, на руках которой неистово заливается младенец. Юрий Лавров выразительно вздыхает: «Меняю свою счастливую жизнь на трагедию этого младенца».
В КОСМИЧЕСКОМ КОРАБЛЕ ГАГАРИНА БЫЛА «ДЕТАЛЬКА» ВАЛЕРИИ ЗАКЛУННОЙ
«А вот улица Мишки и Машки», — комментируют капустник актеры. Это улица Пушкинская, с которой входят в театр его служители. Театральное прозвище улица получила в честь Михаила Романова и Марии Стрелковой, живших неподалеку и любивших прогуливаться здесь вечерами.
Михаил Романов, один из лучших исполнителей роли Федора Протасова в «Живом трупе», с супругой Марией Стрелковой, незабываемой безголосой Леночкой из «Веселых ребят», встретились на съемочной площадке «Детей капитана Гранта». Он — мужественный капитан Джон Манглс, она — очаровательная леди Гленарван. «А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер...». Больше они не расставались.
В 40-градусный мороз летний театр Стерлитамака до отказа заполнили эвакуированные из Украины. Приезд настоящего драматического театра к людям, измотанным холодом, голодом и ежедневными сообщениями о сдаче фашистам то одного города, то другого, был событием почти невероятным.
Когда открылся занавес, закутанная в платки публика охнула. На промерзшей сцене стояла красавица-актриса в легком платье с открытой шеей и плечами. Ее самоотверженный образ на всю жизнь запомнила девочка Надя из только что оставленной врагу Одессы. Тогда она поняла: театр — это то, что дает утешение.
Спустя несколько лет Надежда Петровна Батурина стала актрисой Киевского театра русской драмы, народной артисткой Украины. А героиней истории, рассказанной ею на съемках телепрограммы, была Мария Стрелкова.
Народную артистку Украины и России Валерию Гавриловну Заклунную мама водила в театр «за хорошее поведение». Под руководством актрисы Театра русской драмы Любови Григорьевны Шах Валерия играла в самодеятельности Дома культуры МВД. Кстати, Сергей Маковецкий, начинавший карьеру в киевской Русской драме монтировщиком декораций, называл Любовь Григорьевну потрясающим педагогом. Это она, прослушав подготовленный им монолог из Сэлинджера, сказала: «Сегодня родился артист».
А Валерия Заклунная о сценической карьере всерьез не думала и поступила в техникум. Она увлеченно работала на «почтовом ящике» (потом он стал «Квантом»). Когда узнала о полете Гагарина, заплакала от гордости: в его космическом корабле была и ее «деталька».
«ПАРАДЖАНОВ ПОДОШЕЛ И ПОЦЕЛОВАЛ СЦЕНУ»
На съемках программы Валерия Заклунная рассказала, что на выпускной спектакль в Школе-студии МХАТ она не пошла — простудилась. «Лежу вся в соплях, — вспоминала Валерия Гавриловна, — а Юрий Сергеевич Лавров (он тогда руководил Русской драмой) приехал в Москву и пошел в общежитие искать меня».
В простуженной девушке Лавров не узнал Валерию и сказал: «Встретишь Заклунную, передай, что я приглашаю ее к нам в театр». На этой сцене она уже 45 лет.
Уклад Театра русской драмы, по признанию многих, напоминает семейный. Недаром среди актеров бытует мнение: «Хороший партнер — лучше родственника».
Но в семье бывает всякое, в том числе и ссоры. Заслуженный артист Украины Олег Васильевич Комаров издал несколько книг об актерах своего театра. На съемках он рассказал историю, может быть, не так занятную, как поучительную.
Недавно ушедшая из жизни народная артистка Украины Мальвина Зиновьевна Швидлер была известна своей искрометной иронией. Чего, например, стоит ее афоризм: «Жизнь — как детская рубашка: короткая и засранная». По словам Олега Комарова, Мальвина Зиновьевна с мужем были дружны с супругами Романовым и Стрелковой, но когда Романов стал худруком театра, они отдалились. Наверное, Мальвине Зиновьевне было это так неприятно, что однажды она зло ему надерзила.
Узнав об этом, муж Швидлер стал ее донимать: «Извинись!». Тогда она придумала явиться на собрание труппы с опозданием и громко перед всеми, значит, и перед Романовым, извиниться. И вот идет, а худрук — на ступеньках перед входом. Ей ничего не оставалось, как тут же извиниться. Через несколько дней Романов позвонил Швидлер домой: «У нас с Машей есть бутылочка, давайте разопьем вместе».
Одну из самых ярких звезд народную артистку Украины и России Ларису Валентиновну Кадочникову сманил в Киев из московского театра «Современник» Михаил Юрьевич Резникович, много лет бессменный художественный руководитель театра. На съемках телепрограммы Лариса Валентиновна рассказала, что познакомилась с Михаилом Юрьевичем в гостях у Параджанова.
Впоследствии, когда Параджанов вышел из тюрьмы и приехал в Киев, Лариса Валентиновна пригласила его на премьеру «Отелло», где играла Дездемону. Спектакль прошел с огромным успехом, зрители аплодировали стоя. Параджанов подошел и поцеловал сцену.
"Бульвар Гордона", № 45 (340), 08 ноября 2011
Посилання: