Преса
Преса
Национальный академический театр русской драмы имени Леси Украинки отмечает 85-летие!
Коллектив открыл сезон несколькими резонансными постановками — «Прощальное танго» Альдо Николаи (об этой премьере «День» писал в №200-201), состоялся большой Международный театральный проект «Чужой среди чужих» (его также не обошла своим вниманием наша газета), и буквально на днях театр пригласил зрителей на европейскую премьеру пьесы американского драматурга Нила Лабута «Жирная свинья». Этот спектакль создал Михаил Резникович с молодыми актерами театра. А 25 ноября почитатели творчества Театра им. Леси Украинки приглашаются на юбилейный вечер, на котором, по замыслу его авторов, будет что вспомнить, о чем взгрустнуть и над чем посмеяться...
Мы встретились с генеральным директором и художественным руководителем театра Михаилом Резниковичем, который рассказал о планах коллектива и о формировании новой труппы.
ДЕСЯТЬ ПРЕМЬЕР К ТРОЙНОМУ ЮБИЛЕЮ!
— В этом году совпали несколько юбилейных дат. 120 лет назад, в 1891 году, Николай Соловцов в здании, которое называют «Домом Бергонье», создал первую постоянную русскую труппу. 85 лет назад, 15 октября 1926 года, ей был дан статус Киевского государственного русского драматического театра. Он открылся спектаклем по пьесе Бориса Ромашова «Конец Криворыльска». И 70 лет назад правительство Украины присвоило нашему театру имя Леси Украинки — за замечательный спектакль, который поставил тогда руководитель театра Константин Павлович Хохлов, — «Каменный властелин» по драме Леси Украинки, — начал нашу беседу М. Резникович. — Эти три даты мы пытаемся осмыслить, и наш юбилей «замешан» на них.
25 ноября приглашаем зрителей на спектакль «Чуть мерцает призрачная сцена... (Юбилей... Юбилей? Юбилей!)». В нем занят практически весь творческий состав. Для нас очень важно, чтобы в этот вечер на сцену вышли и мастера, и среднее поколение, и молодежь. Мы надеемся, что на юбилей приедут наши друзья из Львова, Донецка, Днепропетровска, из Москвы, Санкт-Петербурга, из Мюнхена. Думаю, это будет интересный театральный праздник. А до этого праздника состоялись несколько премьер. В конце октября мы показали премьеру спектакля «Прощальное танго» по пьесе Альдо Николаи в постановке Григория Зискина. Это наш очередной и, на мой взгляд, удачный совместный проект с Театром им. Леонида Варпаховского (Канада). Три спектакля по немецким пьесам — «Дело чести», «Черные девы» и «Норд-Ост», которые вошли в фестиваль «Чужой среди чужих», состоявшийся у нас в конце минувшего сезона, — о проблемах современной эмиграции. Эти пьесы достаточно острые, они буквально «звенят» человеческими судьбами, проблемами, болями. Мы решили играть их и включить в репертуар. Благо у нас сегодня функционируют три сцены. 10 ноября состоялась премьера пьесы американского автора Нила Лабута «Жирная свинья». В Европе (практически) она не ставилась, хотя в Америке идет очень широко. Поэтому наша премьера, как теперь говорят, европейская. В спектакле заняты молодые артисты. Эта пьеса о явлении, которое мне кажется «заразой» нашего времени — о человеческом конформизме. Проблема особенно остро стоит именно для молодежи: как человек, в угоду общепринятым нормам жизни, переступает через себя, через духовные идеалы, любовь... Я бы сказал, что по жанру это некая разновидность «Человеческой комедии». А еще ее можно характеризовать так: пьеса для того, чтобы смеяться — и не очень.
В конце года планируем выпустить премьеру «Восемь строк о свойствах страсти» по драме Шекспира «Мера за меру». Главные роли исполнят артисты среднего поколения — Олег Треповский, Дмитрий Савченко и Кирилл Кашликов, а также молодая актриса Аня Артеменко. Для них это серьезный экзамен, потому что Шекспира наш театр давно не ставил, и пьеса эта — тоже загадка. Она написана после «Гамлета», после подавления королевой Елизаветой восстания Эссекса, после того, как самого Эссекса казнили, во времена, когда в Англии начался жесточайший террор, и казни сыпались, «как из рога изобилия». Если очень коротко: пьеса о том, что глава государства издает закон и сам его нарушает. Это было 400 лет назад, но нам кажется, что пьеса может актуально прозвучать и сегодня. Спектакль ставит Леонид Остропольский, вместе с ним работает сценограф Алексей Вакарчук.
Дальше мы приступим к работе еще над двумя спектаклями. Первый — по тургеневскому «Нахлебнику». Эта замечательная пьеса о таком жутком унижении богатым человеком бедного, что, по-моему, вполне могла быть написана сегодня. Вместе с этим запускается музыкальный спектакль по пьесе Франсуа Реньяра — ученика Мольера — «Любовное безумие». Это новый для нас жанр, композитор Юрий Шевченко написал, на мой взгляд, яркую интересную музыку (в спектакле прозвучат около 20 зонгов). Параллельно начинаем репетировать пьесу известного драматурга, одессита Александра Марданя под названием «Кошки-мышки». Ее будет ставить Ирина Дука. Еще в наших планах — «Пять вечеров» Александра Володина и «Мнимый больной» Мольера. Вот такой «задел» на нынешний сезон. Труппа у нас большая, и очень важно, чтобы артисты были востребованы.
«У АРТИСТА ДОЛЖНЫ БЫТЬ ГОТОВЫ ДУША И ТЕХНИКА»
— Михаил Юрьевич, вы преподаете в Национальном университете театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого, и всегда большое значение придавали воспитанию молодежи. Как идет обновление труппы?
— В нашем театре работает, по-моему, единственная в Украине студия, в которую мы набираем по конкурсу лучших выпускников, снова-таки, разных театральных вузов. Несколько лет они занимаются тренингом, речью, движением. Лучшие переходят в труппу, а те, кто не выдерживает конкуренции, уходят. Мы стали более жестко относиться к процессу обучения. Наш театр богат талантами. Но техника некоторых артистов, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Самое слабое место у молодых артистов — вялое слово, вялое слово в ритме, вялое слово в действии. То есть та самая примитивная техника актерская, которой, в принципе, нужно заниматься ежедневно. Возьмите артиста балета: он должен каждый день прийти утром и 1 час 15 минут отдать станку для того, чтобы размять мышцы. Когда я работал в Новосибирске, великий пианист Святослав Рихтер осуществлял турне по всей стране, от Москвы до Владивостока. Он приехал и в Новосибирск, где я преподавал в консерватории актерское мастерство. Рихтер пришел утром в консерваторию и играл три с половиной часа (!), чтобы вечером быть в творческой форме в концерте. Молодые артисты в театре только начинают постигать жестокую реальность профессии. И оказывается, что путь от одной творческой победы к следующей творческой победе не прям, а проходит через сомнения, неудачи, поражения... Нужно уметь заглянуть в лицо и в сердце неудаче и стремиться извлечь из нее какой-то опыт.
Давно, еще в советские времена, я написал статью в газету «Правда», где говорил о наших проблемах и привел фразу Константина Станиславского: «Театр строится на растоптанных самолюбиях». Театр — жестокая вещь, профессии актера и режиссера — это профессии риска. Знаете, для того чтобы состояться, многое нужно знать и уметь. В наш театр достаточно легко попасть, труднее в нем удержаться, а самое тяжелое — в нем состояться! Мы пытаемся дать шанс каждому из молодых, кто приходит в труппу. А шанс — это роль. Но у артиста должны быть готовы душа и техника. Вот эти две вещи должны быть в химическом соединении. И тогда на сцене возникает характер, появляется успех, и тогда молодой артист движется вперед в профессии.
Еще хочу отметить один аспект — усталость и творческий ген. Часто бывает так, что молодой артист (к 30 годам) уже устал — от жизни, театра, ролей... Очевидно, случайно попал в профессию, и он — не артист. Потому что, например, ведущие актеры труппы — Николай Николаевич Рушковский в свои уже пожилые годы не устал и хочет играть, и Александра Захаровна Смолярова тоже не устала, она играет и достаточно много!
— На ваш взгляд, в чем секрет мастеров и как помочь молодым актерам не утратить веру в себя?
— Одна из главных насущных наших проблем — реформа театрального образования. Потому что, к сожалению, наши выпускники очень проигрывают своим западным коллегам. По душевным качествам, дарованию, таланту наши студенты равны и даже сильнее, они намного духовнее. Но немцы, поляки или англичане понимают, что если не будут заниматься актерской техникой ежедневно, то ничего не достигнут. А наши относятся к этому несколько легкомысленно. Реформа театрального образования уже назрела. Потому что сегодня найти серьезного профессионального главного режиссера, к примеру, в областном театре, уже не так просто. У нас меняются руководители культурной отрасли. Я за годы независимости работал с 14-ю министрами! Они не успевают дойти до проблем театрального образования. Есть проблема со сменой поколений. Сейчас необходимо переложить основной репертуар на плечи среднего поколения артистов. Нам нужно, чтобы молодежь стала «подпирать» среднее поколение. И мы ищем оптимальный вариант нашей будущей труппы. Сегодня человек получает такой гигантский поток информации, что когда он приходит в театр, то актер играет, а зритель уже все понял, ему хочется узнать, что дальше, а актер еще играет... И вот чтобы быть на уровне зрителя (мой учитель — Георгий Товстоногов говорил, что «нужно быть на полшага впереди зрителя»), необходим тот уровень актерской техники, который нам приходится развивать.
№213, среда, 23 ноября 2011