Преса
Преса
Столичный Театр русской драмы отпраздновал тройной юбилей.
К 85-летию Национальный академический театр русской драмы им. Леси Украинки устроил гала-представление «Чуть мерцает призрачная сцена», в котором была задействована вся труппа. В ближайшее время постановка появится в репертуаре театра.
Дом Бергонье
В этом году у Русской драмы тройной юбилей: 120-й сезон первого стационарного русского театра в Украине, 70 лет со дня присвоения имени Леси Украинки и 85 лет — как театр получил статус государственного. Традиционно все капустники и юбилейные вечера на этой сцене ставят актеры Евгений Лунченко и Сергей Озиряный. Местом действия авторы избрали театральное кафе: на сцене установили барную стойку, расставили столики, колонны оклеили афишами старых спектаклей (художник Елена Дробная). Надпись на вывеске импровизированного заведения завсегдатаям Русской драмы знакома: «Дом Бергонье». Именно под таким названием вошло в историю здание на углу улиц Пушкинской и Богдана Хмельницкого. Здесь в позапрошлом веке первые спектакли показывала труппа Николая Соловцова.
По случаю праздника актеры безнаказанно «отступали от текста». Николай Рушковский, рассказав монолог Реджи из «Квартета», вдруг признался публике, что партнерша по спектаклю Наталья Ковязина когда-то была его студенткой и, несмотря на запреты преподавателей, единственная из девчонок носила мини-юбку. Надежда Батурина дала согласие на брак героев «Как важно быть серьезным» исключительно благодаря праздничному настроению в связи с юбилеем. А героиня Александры Смоляровой из «Рождественских грез» — одна из старейшин театра — заявила, что еще всем даст прикурить.
Но ни один, даже самый развеселый капустник в Русской драме не обходится без нотки грусти. Здесь всегда отдавали дань людям, сыгравшим важную роль в судьбе театра. В исполнении дуэта Татьяны Назаровой и Давида Бабаева прозвучала музыкальная композиция, посвященная памяти режиссера Сергея Данченко, ушедшего из жизни 10 лет назад. Ее лейтмотивом стала любимая песня знаменитого режиссера «Сиреневый туман». Вспомнили Константина Хохлова — режиссера, воспитавшего целое поколение корифеев: Михаила Романова, Юрия Лаврова, Виктора Халатова, Евгению Опалову, Алексея Таршина, Марию Стрелкову и многих других. Именно Константин Павлович поставил знаковый для Русской драмы спектакль «Каменный властелин», после чего театру присвоили имя Леси Украинки. Отдельную страницу вечера посвятили выдающемуся сценографу Давиду Боровскому. В стенах Русской драмы раскрылся талант художника, здесь были воплощены его лучшие идеи. Впоследствии он уехал в Москву, работал в Театре на Таганке с Юрием Любимовым, стал соавтором знаменитого «Гамлета» с Владимиром Высоцким, но несмотря на столь насыщенную творческую биографию, однажды сказал о Русской драме: «Это мое все!»
Поэзия в вине
Не забыли в праздничный вечер о многочисленных театральных службах и цехах — тех, кто остается за кулисами, но играет в театре далеко не последнюю роль. Отдельным перфомансом стал показ театральных мод. Под бурные аплодисменты молодые актрисы продефилировали в шикарных платьях из старых спектаклей, хранящихся в закромах.
С особым интересом собравшиеся ожидали пародийные сценки. Самым «ударным» номером стала совместная постановка спектакля о Сталине бывших одноклассников, коллег по ремеслу — Михаила Резниковича и Романа Виктюка. Тот, кто знаком со спектаклями Русской драмы, поставленными в лучших традициях психологического театра, и хотя бы слышавшие об эпатажных постановках Виктюка, наверняка могут себе представить эту гремучую смесь. Тандем парадоксален сам по себе. Но то, с каким мастерством и азартом копируют режиссеров блестящие пародисты Евгений Лунченко и Виталий Овчаров, усиливает эффект. Зрители смеялись до слез, узнавая типичные для обоих постановщиков жесты и интонации.
Попался под горячую руку мастеров юмористического жанра и поющий ректор Михаил Поплавский. Режиссеры не пожалели всевозможных блесток и перьев, подтанцовок, бэк-вокала, жонглеров и клоунов, чтобы украсить сцену в стиле клипов Поплавского.
Непревзойденная поэтесса Изольда в исполнении Ольги Когут уже стала любимицей зрителей. Томным голосом девушка призналась, что не может жить «без поэзии и винища» и принялась цитировать фрагменты из «раннего, но очень ранимого».
Удивили гостей Валентин Шестопалов и Лариса Кадочникова, рискнувшие поозорничать вместе с молодежью. Под известную музыку Микаэла Таривердиева из «17 мгновений весны» они сыграли знаменитую сцену встречи Штирлица с женой. Закадровый голос зачитывал досье на артистов. Так присутствующие узнали, что «морально устойчивый Шестопалов от назойливых поклонниц скрывается на Оболонских озерах» и любимым праздником считает День святого Валентина. Из «дела» Кадочниковой зрители почерпнули следующее: «Из Театра «Современник» она была направлена в Киев, где оттачивала свое мастерство в тени... В «Тени забытых предков». По заданию командования создала разветвленную сеть ярких образов на сцене театра им. Леси Украинки». Эпизод из жизни Штирлица плавно перерос в сцену из «Последнего пылко влюбленного».
Актеры из Москвы и Санкт-Петербурга передали киевским коллегам видеопоздравления. Олег Табаков напомнил с экрана, что в первую очередь считает себя актером, поэтому желает театру в дальнейшем укреплять актерский ансамбль. Олег Басилашвили поздравил не только труппу, но и цеха театра. Художественный руководитель московского Малого театра Юрий Соломин вспомнил громкие имена артистов Русской драмы, вошедшие в историю не только украинского, но и европейского театра, и пожелал непреходящей зрительской любви.
Министр культуры Украины Михаил Кулиняк объявил о присуждении звания народного артиста Наталье Доле и Кириллу Кашликову. Орденом «За заслуги» II степени наградили актеров Давида Бабаева и Валентина Шестопалова.
Специальный представитель президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой немного разрядил официоз: «Я смотрел этот замечательный спектакль и понял, что демократия у вас достигла небывалых границ. Актерам дают ордена, звания народных артистов, квартиры, а худруку только грамоту вручили. Вам же с ним завтра выходить на репетиции!» Заместитель председателя Союза театральных деятелей России актер Евгений Стеблов вспомнил о Михаиле Романове: «Это было настоящее священнодействие. Казалось, что он ничего особенного не делал, когда играл Федю Протасова. Просто впускал в свою душу промысел Божий. Забыть это невозможно, и ничем нельзя перебить эти впечатления. Я желаю вам сохранять жизнь человеческого духа на этих подмостках».
Пожалуй, самый дорогой подарок юбиляры сделали себе сами. К трем датам приурочили выход DVD-сборника спектаклей из коллекции Театра русской драмы им. Леси Украинки «Пространство Давида Боровского». К 85-летию был издан иллюстрированный журнал «Театр.ua», посвященный истории Русской драмы — в нем воспоминания Боровского, запись его разговора о театре с Михаилом Резниковичем, критические статьи об известных актерах, главы из книги Мальвины Швидлер «Жизнь — как детская рубашка» и байки, рассказанные артистами.
"Известия", воскресенье, 27 ноября 2011
Посилання: