Преса

Преса

«Театр превращает толпу в народ», – Томас Манн

27 марта весь мир приподнял свои кулисы для празднования Всемирного дня театра. Этот торжественный день вошел в историю под единым девизом: «Театр как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами».

Традиция эта утвердилась, начиная с 1961 года, по инициативе делегатов IX конгресса Международного института театра при ЮНЕСКО. К нам пришла в 1959 году, так и оставшись на подмостках маленьких и больших театров.

Весь мир – театр.
В нем женщины, мужчины – все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль
Уильям Шекспир

Исторический экскурс

Первый стационарный театр в Киеве появился в начале XIX века, в 1804 г. Здание было деревянным и находилось на Конной площади, которую позже переименовали в Театральную. На данный момент – это Европейская площадь (на месте театра находится Украинский дом). И вот, спустя столько лет, театральные коллективы Киева, как и всего мира, каждый вечер знакомят нас с сокровищами классики, зовут к размышлениям о времени и о себе.

Каждый год Международный институт театра предлагает известному театральному деятелю обратиться к мировой общественности с неким посланием, международным обращением. Первое такое послание было написано в 1962 году Жаном Кокто (Jean Cocteau), французским писателем, сценаристом, режиссером театра и кино.

В этом году такая миссия была возложена на американского актера Джона Малковича. В его послании, в частности, говорится: «Пусть ваше творчество будет захватывающим и самобытным. Пусть будет оно содержательным, трогающим душу, заставляющим задуматься и единственным в своем роде. Пусть оно помогает ответить на вопрос о том, что значит – быть человеком».

Театр как зеркало общества

За последние десятилетия изменения в обществе были настолько стремительны, что театр за ними не поспевал. Поэтому, так часто ставят классику: Чехов, Шекспир, Мольер. Ведь на то она и классика, чтобы подымать вечные общечеловеческие проблемы! В 70-80-е годы люди ходили в театр за каким-то глотком правды и свободы. Достаточно вспомнить, как гремел тогда Театр на Таганке. Во времена перестройки – яркая публицистика, неизвестные страницы истории, ее переосмысление. Затем началась разруха и этот, для многих болезненный, переход к новым условиям жизни породил множество пьес о помойках, бомжах и т.д. От этого так все устали, что в начале 90-х зритель попросту покидал театр. Но стоило только театру вернуться к главной теме искусства – человеку, и зритель снова был заинтересован. В нынешнее время, ни для кого не секрет, человек культурно «разбалован». Мы пронизаны гонкой за новизной. Но театр до сих пор жив. Хотя разговоры о смерти театра начались при его рождении и ни разу не прекращались. Они – неизменный фон существования и веское доказательство его развития. Хоть сейчас все моральные и эстетические устои выглядят искусственными рамками, в которые уже ничего нельзя впихнуть, настолько всё относительно. Нет одной правды, есть множество истин, сражающихся друг с другом и неспособных жить автономно. Современный театр стал более открытым для зрителя.

Обратная сторона театральной медали

Но существует и обратная сторона медали. Развитие театра в Украине практически не имеет поддержки государства. Приведём небольшой пример: в 2011 г. украинскому Министерству культуры и туризма в рамках бюджета-2011 было выделено 1,76 млрд. грн. (около 220 млн. долл.). И, для сравнения, согласно программе «Культура Москвы» на 2012-2016 гг., бюджет которой составляет 180 млрд. рублей, на развитие культурных центров выделяется более 1,1 млрд. долл. ежегодно. В июне 2011 г. президент Украины на заседании Общественного гуманитарного совета заявил о том, что внимание государственной политики должно быть сконцентрировано на увеличении финансовой поддержки театров. Но, как не крути, а на сегодняшний день практически нет экспериментальных центров для молодых режиссеров, в театральных вузах слабый кадровый потенциал, а функционирующие театры, как столичные, так и провинциальные, испытывают нехватку молодых талантов и, как следствие, качественно нового репертуара. «По воле судьбы», наши театры в своем большинстве отданы на самовоспитание и самовыживание. Как говорится, «выкручиваются, как могут».

День театра в Украине

В Украине этот праздник тоже не остается в стороне, и каждый город празднует его по-своему. В Национальном Академическом театре русской драмы им. Л. Украинки прошел спектакль «Чуть мерцает призрачная сцена». Ни один, даже самый развеселый капустник в «Русской драме» не обходится без нотки грусти. Здесь всегда отдавали дань людям, сыгравшим важную роль в судьбе театра. Не забыли в праздничный вечер и о многочисленных службах – тех, кто остается за кулисами, но играет в театре далеко не последнюю роль. Особый интерес вызвали пародийные сценки. Самым «ударным» номером стала совместная постановка о Сталине – Михаила Резниковича и Романа Виктюка. Те, кто знаком со спектаклями Русской драмы, поставленными в лучших традициях психологического театра, наверняка могут себе представить эту гремучую смесь.

«Хватит футболить культуру!»

В Запорожье прошло еще одно вручение Театральной премии имени Владимира Герасимовича Магара и премьера иронической драмы «Театр» («Две жизни Джулии Ламберт») по роману Сомерсета Моэма. Луганский областной академический украинский музыкально-драматический театр, по словам его директора Галины Михайлюк-Филипповой, устроил для своих любимых зрителей театральный капустник. В Харькове прошел отчетный концерт приуроченный ко Дню театра. Сумской областной театр для детей и юношества отметил в этот день свое 100-летие выставкой «100-летие ТЮЗа – искусство сквозь эпохи», состоящей из архивных снимков и современных фотографий, и вручением премии конкурса театрального искусства Сумская Мельпомена. А Львов встретил этот праздник акцией протеста «Хватит футболить культуру!» возле Львовского городского совета. Основные требования – достойная заработная плата, ремонт аварийного здания театра, предоставление жилья актерам. Актеры вышли на акцию, держа в руках зеркала, поскольку театр – «это зеркало, в которое власть упрямо отказывается смотреть».

Театр в Москве

Как же почувствовать «совершенство», не сравнив себя с кем-то? Столица России – Москва – по размерам больше и насыщенней, а русская театральная школа богата и разнообразна. Многие специалисты сходятся во мнении, что эта школа уникальна и служит образцом для подражания и изучения для многих зарубежных школ. Считается, что придворный театр 17 века создал предпосылки и прочную основу для развития театрального ремесла в России. И вот на сегодняшний день Москва имеет на своём счету приблизительно 160 театров и театральных студий.

Россия также окунулась в театральный «разгуляй» в эти дни. В Москве состоялось настоящее культурное пиршество: помимо юбилея «Табакерки», открылся фестиваль им. Ростроповича. Юбилейный вечер, посвященный 25-летию Театра под руководством Олега Табакова, состоялся на основной сцене Художественного театра имени Чехова. Специально к этому празднику была приурочена и премьера в Театре имени Вахтангова, здесь сыграли «Бесов» Достоевского в постановке патриарха российской сцены 94-летнего Юрия Любимова. Это – первая работа мэтра после его ухода из Театра на Таганке. Понятно, что ее ждут с особым нетерпением.

В Центральном Доме актера питерские артисты Андрей Ургант, Андрей Максимков, Аркадий Коваль и примкнувший к ним «человек вне театра» Иван Ургант устроили «капустник», посвященный профессиональному празднику. Параллельно с этим, реальные мастера своего дела отпраздновали День актера и в Культурном центре Эммануила Виторгана. Актеры Римма Маркова, Екатерина Райкина, Всеволод Шиловский, Зинаида Кириенко, Лев Дуров, Ивар Калнынш, Валерий Баринов, Борис Щербаков, режиссер Алла Сурикова, а также Ольга Кабо, Эвклид Кюрдзидис собрались за накрытыми столами в неформальной обстановке. Стихами, песнями и остроумными воспоминаниями отметили актеры московских театров свой профессиональный праздник – День театра.

У Всемирного дня театра нет какого-то обязательного ритуала проведения. Главным правилом для виновников торжества остается, пожалуй, одно: предстать перед публикой в лучшем виде – показать премьеры и наиболее яркие постановки. Словом, ознаменовать профессиональный праздник значимыми событиями.

В Москве к их рангу, бесспорно, принадлежит фестиваль спектаклей, выдвинутых на соискание Российской национальной театральной премии «Золотая маска», который по традиции открывается именно во Всемирный день театра. С этим фестивалем фестивалей вряд ли может конкурировать киевское событие – вручение премии «Киевская Пектораль» – и по масштабности, и по уровню. Но театральная жизнь продолжается и звучит третий звонок: занавес, и все внимание – на сцену.

Татьяна СОРОКОУС, Ольга ТЕРНИЦКАЯ

"Между строк", № 40, 2012

 
go_up