Преса
Преса
В РОДНОМ ТЕАТРЕ АКТРИСА ЗАСЛУЖЕННО СОГРЕТА ЗРИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБОВЬЮ. ЕЕ ОЛЬГА КНИППЕР В СПЕКТАКЛЕ «НАСМЕШЛИВОЕ МОЕ СЧАСТЬЕ» ЯВЛЯЕТСЯ ЭТАЛОННОЙ РОЛЬЮ |
30 августа известная актриса театра и кино Лариса Кадочникова отметит юбилей.
Даже те, кто никогда не видел Ларису Кадочникову ни в кино, ни на сцене, в жизни с первого взгляда точно определяют в ней знаменитую актрису. Не тиражно-популярную, не отягощенную собственным величием, а хранящую в себе покой признания, достоинство таланта и аристократичность простоты. Судьба ж ее соткана из таких удивительных перипетий, что и вознестись, и расслабится в пору не раз и не два. Свою автобиографическую книгу Лариса Валентиновна назвала значимо: «Белая птица: полеты наяву и во сне». Уверен, что большинство поклонников героини только из книги узнали о ее родовитом актерском происхождении (ее мама — Нина Алисова, в 18 лет сыграла главную роль в «Бесприданнице» Якова Протазанова).
Фильм был большой режиссерской и актерской удачей. Имя Лариса стало модным в бывшем СССР, и родившуюся в семье Валентина Кадочникова дочь тоже назвали в честь маминой героини. Нина Алисова со временем стала дважды Лауреатом сталинской премии. Отец рано ушел из жизни, успев снять только два фильма. Один из них — «Золотой ключик» — был любим несколькими поколениями зрителей.
Детство Ларисы прошло в Москве, в компании детей знаменитых соседей — Марка Донского, Марины Ладыниной и Ивана Пырьева, Сергея Гурзо, Марка Бернеса. Соседями были Борис Андреев, Владимир Наумов, Игорь Савченко. Дети восхищались знаменитой парой — Тамара Макарова и Сергей Герасимов — и старались им подражать . Но на вступительном экзамене в Вахтанговское театральное училище, увидев среди членов приемной комиссии Б.Е.Захаву — друга семьи (ученика К.С.Станиславского, известного режиссера, педагога), буквально потеряла дар речи и провалилась. В полном отчаянии, конвоируемая боевой соученицей, Кадочникова сдает экзамены во ВГИК и поступает при конкурсе 1000 человек на место. Студенческая компания в годы учебы складывается из будущих звезд — Андрея Тарковского, Отара Иоселиани, Ларисы Шепитько, Василия Шукшина, Николая Губенко, Софико Чиаурели, Георгия Шенгелая, Людмилы Гурченко, Юрия Ильенко. Тут бы сразу написать о жизни, о любви, о творчестве Юрия Герасимовича и Ларисы Валентиновны, но невозможно выбросить из страстного романса жизни куплет об Илье Глазунове. На выставке художника его жена узнала Алисову, выразила свое восхищение ее талантом, а Ларису подвела к Глазунову с просьбой обратить на нее внимание и нарисовать портрет. На следующий день он попросил приехать к нему на выставку, а потом повез к себе в мастерскую. «Эта вторая встреча сразу определила наши отношения». В мастерской — в маленькой комнатке в обветшалом доме, один портрет поразил Ларису: «Какая красивая женщина, ваша жена!» — Он кивнул головой и улыбнулся... Пообещал нарисовать меня, сунув деньги на такси, нежно обнял и отправил домой. Я ехала домой, как в тумане. Когда поднялась лифтом на свой третий этаж и вышла, то увидела Глазунова, стоявшего на площадке у моей квартиры. Это было, как удар молнии. Он опять улыбнулся своей улыбкой, и сказав, что я должна быть все время с ним, уехал». Роман длился три года. Гениально сыгранную мамой трагедию бесприданницы Кадочникова прожила всем своим существом. И вспоминает об этом стихами М.Лермонтова:
Я не люблю тебя. Страстей и мук
Умчался прежний сон.
Но образ твой в душе моей
Все жив, хотя бессилен он.
Другим предавшися мечтам,
Я все ж забыть его не смог.
Так храм оставленный — все храм,
Кумир поверженный — все бог!
Актерская же судьба Кадочниковой складывается удачно. Ее принимают в труппу одного из самых громких театров Советского Союза — «Современник». Она играет с Михаилом Козаковым, Николаем Адоскиным, Евгением Евстигнеевым, Олегом Ефремовым.
Юрий Ильенко предлагает Ларисе руку и сердце. Мама, бабушка, брат от него в восторге. «Мы с Юрой поженились, и как-то очень светло в кругу близких отпраздновали свадьбу». Молодожены востребованы творчески, но творчеством же и разведены... Он работает оператором на Одесской киностудии, она снимается много в Москве и Питере. Бросить театр и переехать к мужу ни бабушка, ни тем более мама посоветовать не могли. Ильенко старается чаще приезжать в Москву. И в один из таких приездов приглашает вместе пойти на встречу к интересному режиссеру, предложившему ему быть оператором в фильме «Тени забытых предков» по рассказу М.Коцюбинского. Встреча была назначена на ул. Тверской. Посредине улицы они издалека увидели сидящего на черном чемодане, в черном костюме и черной шляпе «лицо кавказкой национальности» — Сергея Параджанова. Он бросился Ларисе навстречу и закричал: «Это Маричка. Я нашел Маричку!» Съемки должны были длиться и зиму, и весну, и лето, и осень. Кадочникова подала Ефремову заявление об уходе из театра на год, он подписал его навсегда...
Работа с Параджановым, всемирное признание фильма, участие во множестве фестивалей, призы, новый успех в фильме Ю.Ильенко «Белая птица с черной отметиной» и многие другие роли в кино стали зычным припевом в экранном исполнении романса жизни Ларисы Кадочниковой.
В Национальный академический театр русской драмы им. Леси Украинки убедил ее прийти на одной из параджановских вечеринок Михаил Резникович. В его знаковой постановке «Бесприданницы» случилась тайная актерская самоинициация Ларисы Кадочниковой. Она сыграла Ларису Огудалову — не так, как играла ее боготворимая всеми В.Комисаржевская, не так, как обожаемая мама — Нина Алисова, даже не вполне так, как хотелось самой актрисе, но самое главное — это случилось! Актерская доля зарифмовалась.
Мне посчастливилось на юбилейном вечере театра услышать романс из этого спектакля «Он говорил мне» в исполнении Кадочниковой. Сначала показалось, что актриса забыла слова, потом из пения выросло осознание абсолютной призрачности бытия. Единодушный всплеск волнения собравшихся стал завершающим аккордом.
В родном театре Лариса Валентиновна заслужено согрета зрительской любовью. Ее Ольга Книппер в спектакле «Насмешливое мое счастье», Гвендолен в «Как важно быть серьезным», Дездемона в «Отелло», Бланш в «Игроке» остаются эталонными ролями.
В Киевской академической мастерской театрального искусства «Сузір’я» мы радовались не только великолепной актерской работе Л.Кадочниковой в спектаклях М.Резниковича «Надо жить!» и Н.Батуриной «Мышеловка». Радость, которую излучают ее глаза, исходящее от нее жизнелюбие, неувядающий оптимизм и сегодня в копилке настоящей звездности, которая утверждает счастье жить.
На свой прошлый юбилей Лариса Валентиновна получила в подарок от мамы два велосипеда — для себя и для мужа — Михаила Иосифовича Саранчука. Этот чудесный тандем уже 25 лет замечательно и слаженно движется по жизни... О том, что Лариса Валентиновна пишет картины, я узнал из случайного разговора с ее мужем — он сетовал на проблемы с отправкой работ за границу. Когда же спросил его мнение о самих картинах, жесты, красноречивое молчание не давали возможности оставаться непосвященным. И я порадовался увиденному — в нем была вся Кадочникова: в великолепии своей умудренной детскости, в бесстрашии наивности, в ликовании природности, простоты и аристократизма.
Также легко, полетно актриса написала пьесу «Жорж Санд и Шопен». И если кто-то задумывается о подарке к юбилею, то ничего лучше, чем предоставить возможность ее поставить, и не придумать.
Лариса Валентиновна в Театре им. Леси Украинки играет в пяти спектаклях и готовит новые роли, только вот радостная душа таланта ее жаждет новых работ. И быть по сему на долгие лета!
"День" №152, среда, 29 августа 2012
Посилання: