Преса

Преса

«Жить без зависти»

Главный секрет известной актрисы

Некоторые критики утверждают, что из-за ее «экзотической», «сказочно-лирической» внешности и больших темных глаз ей нужно было родиться немного раньше, в эпоху немого кино. В ее творческой наработке свыше 40 ролей в кино и свыше 50 — в театре. Уже больше 45 лет Лариса Валентиновна преданно служит Киевскому театру им. Леси Украинки. Но Лариса Кадочникова достойно заняла нишу первой актрисы украинского поэтического кино.

КОЛЛЕГИ

— Кто среди актеров был для вас кумиром?

— Кумиром совершенства актерского мастерства для меня был Иннокентий Смоктуновский. Поражала его особая легкость, глубокий трагизм, импульсивность. Долгое время эталоном восхищения для меня был — Олег Ефремов. Он любил всех актеров и считал их своими детьми. Теплые дружеские отношения у нас были с Евгением Евстигнеевым, который владел чрезвычайным актерским талантом от Бога. С какой легкостью он импровизировал... Когда Евгений играл Короля в спектакле «Голый король», актеры, которые не были заняты в этой сцене, сбегались за кулисы, чтобы посмотреть его непревзойденную и каждый раз новую игру.

В последнее время для меня примером актерского совершенства был Богдан Ступка (он был моим партнером в фильме «Белая птица с черной отметиной»). Считаю, что роль Ореста была одним из его первых успехов в кинематографе. Я всегда внимательно следила за его творчеством и больше всего поражена последними его киноработами. Особенно в фильме Олега Погодина «Дом». У Богдана необыкновенные глаза, жаль, что я раньше этого не замечала. Именно взгляд диктовал характер его персонажа. Приходя каждый раз к новому возрастному рубежу, Ступка все равно умел оставаться героем. Будь то главная роль или эпизод — он всегда был в центре внимания за счет взгляда, мимики, голоса, пластики. Перед нами появлялся каждый раз новый человек, другой характер и современный герой. Это ювелирное актерское мастерство, технику творения которого я даже не понимаю. Его смерть стала для меня трагедией. Он настолько был мощной глыбой, легендой нашего времени, что вместе с ним, по-моему, отошла какая-то часть культурной и художественной эпохи. У нас с ним были замечательные личные отношения. В последнее время он редко отвечал на телефонные звонки, но если удавалось дозвониться — без шуток никогда не обходилось.

Жаль, уходит мое поколение, близкие мне люди, с которыми так трудно расставаться: Богдан Ступка, Константин Степанков, Борис Хмельницкий, Михаил Козаков... С Борисом Хмельницким у нас были такие тесные дружеские отношения, которые бывают у девочек-подружек. Когда бы я ни приезжала в Москву, он меня встречал, подвозил на машине, устраивал в гостиницу, водил в ресторан. Особенно я запомнила то время, когда ходила с ним на открытые репетиции «Гамлета» Юрия Любимова в Театр на Таганке. Ю. Любимов сразу приучал своих актеров к зрительскому вниманию и реакции. Актеру потом намного легче играть на премьере. Залы во время репетиций постоянно были переполнены. Борис познакомил меня с Владимиром Высоцким. Владимир с Борисом были похожи такими чертами характера, как правдивая доброта, щедрость и открытость. Сегодня такие качества нечасто встретишь.

Теплые воспоминания остались об Иване Миколайчуке, с которым я снималась в четырех фильмах. Чрезвычайно красивый, талантливый и умный мужчина, но достаточно закрытый в себе. Его герои — философы. Ивану было тесно в рамках актерской профессии, поэтому он писал сценарии, снимал фильмы. Его уже нет 25 лет, но я до сих пор не могу поверить, что он ушел из жизни.

Судьба сводила меня с замечательными людьми. Мне посчастливилось познакомиться и сниматься вместе с Евгением Евтушенко в фильме «Взлет» Саввы Кулиша. Евтушенко настолько мощная личность, он как отдельная полноценная «держава». Как Евгений читает свои стихотворения... взгляд нельзя оторвать. На его концерты попасть было просто невозможно, но однажды я имела такую возможность. Аншлаг был невероятный, динамики специально выставили на улицу, чтобы толпа, которая не попала в зал, могла услышать поэта. Женщины, которые были в зале, — просто рыдали. Евгений покорял публику одним взглядом, словом, жестом. Он постоянно находился в состоянии влюбленности, его «музы» часто сменяли друг друга, оставляя после себя целые сборники написанных им стихотворений.

РЕЖИССЕРЫ

— Вы работали со многими знаменитыми режиссерами. Кто наиболее поразил и запомнился?

— Все режиссеры, с которыми я работала, по-своему интересные и неординарные личности. Знаковой личностью в своем творчестве считаю Михаила Резниковича. Наибольшим достижением — созданные вместе с ним роли Ларисы Огудаловой из «Бесприданницы», Ольги Книппер-Чеховой из «Насмешливого моего счастья», Дездемоны из «Отелло» и Гвендолен из спектакля «Как важно быть серьезным». С Резниковичем, как с режиссером, нелегко работать. Но если ты его понимаешь и четко выполняешь его задачи, не копируя его, а пропуская через себя, — у тебя получится хорошая работа.

С режиссером Юрием Аксеновым я работала в трех спектаклях — «Ревизор», «Последний пылко влюбленный» и «Квартет». Он точно чувствует автора, находит и вытягивает у каждого каждый раз новое качество, черту. Особенно довольным он никогда не был, постоянно говорил, что еще нужно дорабатывать, искать, но ни разу не обижался, не сердился, не кричал. Я создала с ним три большие, интересные и кардинально отличающиеся друг от друга роли. Его спектакли пользуются огромным успехом, залы всегда переполнены.

Захватывающе и непривычно было работать с Романом Виктюком. Он по собственной системе работает с актером. Виктюк совсем отказывается от устоявшейся техники, предлагая собственную — эмоционально-чувственную. На сцене его интригует треугольник «мужчина-женщина-секс». Но для воплощения он выбирает не вульгарные приемы, а утонченные театральные — символические, пластические и акустические. Роман учил актрис, как женщина по-женски должна двигаться, жестикулировать, говорить, даже дышать. Он сторонник четкой партитуры роли, поэтому отшлифовывал внутреннюю эмоциональную линию персонажа до малейшего штриха. И хотя мои роли в спектаклях «Священные чудовища» и «Дама без камелий» были довольно небольшими, внимание на них сосредоточивалось не меньше чем на главных. Считаю, что работа с таким мастером была для меня большим опытом.

Достаточно хороший опыт работы был с Эдуардом Митницким. У него также свой подход к выстраиванию образа персонажа, больше внутренне-психологический. В спектакле «Пять пудов любви» я играла эпизодическую роль, но она была четко очерчена, продумана и персонаж появлялся в течение всего спектакля.

Что касается режиссеров кино, то Сергей Параджанов сначала меня вовсе не поразил — у него была довольно смешная кавказская внешность. Для меня же идеалом тогда был Олег Ефремов, поэтому трудно было с ним кого-то сравнивать. Параджанов и Юрий Ильенко сыграли решающую роль в моей жизни, ведь я сделала выбор в интересах Украины. Вспоминаю, когда мы приехали в Карпаты на съемки фильма «Тени забытых предков», меня так все увлекло: атмосфера гор, безумная энергетика и красота природы, менталитет людей, их «напевный» язык. Я летала на крыльях любви и влюбленности, забыв суетливую Москву и любимый театр «Современник». Съемки поразили, и я открыла Параджанова с другой стороны — как патриота, философа и мастера своего дела.

Интересно было работать с Олегом Биймой. У него мощно настроено внутреннее ощущение и интуиция, умение точно направлять актера в необходимое творческое русло. Этими качествами Олег немного похож на Артура Войтецкого. Когда Артур пригласил меня на съемки фильма «История одной любви» — я сначала испугалась, ведь он снимал только московских актеров. Я была ошарашена его приглашением и боялась его подвести. Но благодаря замечательному умению спокойно, не спеша и мягко работать с актером, у нас все вышло. Гастроли Театра им. Леси Украинки в Москве совпали с премьерой фильма. Меня узнавали на улицах, говорили комплименты, дарили цветы. Войтецкий планировал со мной и Ступкой в главных ролях снять фильм о Тевье-молочнике, но, жаль, не успел.

* * *

— В чем заключается ваш секрет молодости и счастья?

— Необходимо жить без зависти и постоянно влюбляться. Конечно, это довольно трудно, когда у тебя есть семья. Но любовь лечит все болезни, омолаживает, придает силы и вдохновение. Нужно быть добрым, позитивным, с головой погружаться в хорошие книги, но не замыкаться в себе, а главное — больше общаться с друзьями, беречь и ценить эти отношения.

Виктория ИЛЬКИВ, театровед

"День" №152, среда, 29 августа 2012

Посилання:

 
go_up