Преса
Преса
26 октября знаковому спектаклю «В плену страстей (Каменный властелин)» — 10 лет.
Это уже пятая сценическая версия знаменитой украинской классики (после 1939, 1946, 1951 и 1971 годов), поставленная в Национальном театре русской драмы им. Леси Украинки. Режиссером спектакля стал Михаил Резникович, сценография Марии Левитской, а главные роли исполняют популярные актеры труппы: Наталья Доля (Донна Анна), Виктор Сарайкин (Дон Жуан), Ольга Кульчицкая (Долорес) — именно эти герои являются тем «стержнем», который не только держит сюжет драмы Леси Украинки, но и заставляет зрителей сопереживать.
— Что может быть сильнее испепеляющей страсти? Ничего... Так когда-то думал Дон Жуан, уходя от одной соблазненной им дамы к другой. Любовь и влечение вело его, пока случайно герой не встретился с честолюбивой Донной Анной. Эта женщина перевернула все представления Дон Жуана о счастье, назначив слишком большую цену за обладание собой. Так, как и Долорес, Дон Жуан не остановится, если придется платить за любовь. И вот уже статуя Командора (мужа Донны Анны) украшает кладбище, а честолюбивая Донна Анна примеряет на Дон Жуана командорский плащ, а на себя — королевскую корону. И вот уже послан Сганарель, чтобы пригласить Командора на ужин при свечах, который устраивает его вдова. Но грянул гром, надвое раскололось небо, и тяжелые шаги каменного исполина наполнили души влюбленных ледяной волной страха. Возмездие... На все века последней возлюбленной Дон Жуана осталась Донна Анна! Это, пожалуй, единственное, что объединяет все истории о Дон Жуане, рассказанные Мольером и Фришем, Пушкиным и Цветаевой, — рассказал «Дню» режиссер постановщик спектакля М. РЕЗНИКОВИЧ. — И, наконец, история страстей, где нет пропасти между чувствами и расчетом, где воля женщины — закон для мужчины, история любви, придуманная Лесей Украинкой. Нынешний спектакль — это уже пятое обращение нашего театра к драме великой украинской поэтессы.
«Премьера «Каменного властелина» состоялась во время гастролей киевлян в Москве на сцене Театра им. Вахтангова, однако гастроли оказались на грани отмены. Напомним, это был 2002 год и три дня кошмара! 23 октября террористы захватили Театральный центр на Дубровке и зрители вместе с артистами мюзикла «Норд-Ост» стали заложниками... Лишь рано утром 26 октября российский спецназ штурмом взял здание ДК. Весь мир с ужасом ждал сообщений, и когда прозвучала новость о том, что террористов обезоружили, но есть жертвы, то никто не давал гарантии, что москвичи, напуганные дерзостью террористов, решатся прийти в театр. Как вспоминают лесинковцы, ставя декорации, гримируясь и надев костюмы, до третьего звонка они не знали: будут ли в зале зрители? Но публика пришла. Спектакль прошел с аншлагом!
— Мы играли этот спектакль и на гастролях в Санкт-Петербурге, вызвав резонанс российских критиков. Я считаю, что это постановка достойная, — подчеркнул Михаил РЕЗНИКОВИЧ.— Сегодня это не просто визитная карточка нашего театра, а спектакль, открывший очень интересные актерские работы, в частности, это — Наталья Доля (Анна) и Ольга Кульчицкая (Долорес). Кстати, «Каменный властелин» Леси Украинки — единственная версия легенды о Дон Жуане, где автор вывел образ Долорес — девушки, бесконечно любящей Дон Жуана. В этом персонаже проглядываются некие автобиографические черты самой Ларисы Петровны Косач...
Жаль, что нынешние власти не обращают должного внимания на культуру, и нет должного финансирования, чтобы показать спектакль по городам Украины. У нас есть видеозапись постановки, но совсем другое дело, когда происходит контакт артистов и зрителей вживую. Гастроли сегодня провести по большим городам очень непросто, но мне кажется, что есть два спектакля, которые должен посмотреть каждый — «Украдене щастя» (Театра им. И. Франко) и наш «Каменный властелин». Это великие драматические произведения украинской литературы. Пожалуй, к этому списку можно еще добавить «У неділю рано зілля копала» Ольги Кобылянской.
— Театр уловил самое главное: Леся Украинка во всех своих драматических поэмах, прежде всего, генерирует новые идеи, — считает академик НАН Украины Мыкола ЖУЛИНСКИЙ, побывав на спектакле. — Для нее важны определенные нравственные категории, морально-философские проблемы, которые она пытается воплотить «через» драматических героев. Чтобы они ожили, приобрели персонифицированную очевидность. «Каменный властелин» — драма борьбы чести и семейного долга, измены и любви. Самое главное в спектакле — это постоянная внутренняя борьба Донны Анны между любовью, которой она жаждет и которой она не может достичь из-за тех ограничений, которые существуют в «ее мире».
Я обратил особое внимание на то, как оформлена сцена, и увидел мавританский стиль, определенную систему условностей, этикета, процедур, тогдашнюю Испанию. Это, по сути, почти кукольный театр. Это — знаки эпохи. Когда персонажи проходят через сцену в элегантных костюмах — придворные, дворянство, элита, высший свет, — то видишь, что идут слепцы, функционеры, и они не живые люди, а символы, образы того времени, той системы, в которой Анна живет и в которой она задыхается. Очень четко продуманы костюмы, белое платье героини, когда заманчиво играет молодая плоть, требующая и плотской любви. И уже с первых мгновений спектакля нет того, общепринятого Дон Жуана, и мы уже ощущаем, что Анна его жаждет, она уже ждет его и должна его дождаться. Она уже внутренне вырвалась из всего того мира, в котором живет, и порывается ворваться в тот желанный мир. Когда появляется Дон Жуан, когда она видит его реального, в ней что-то меняется, она уже ощущает, что это почти достижимо. И тогда Анна начинает отступать. Это те моменты, когда она вынуждена ориентироваться на Командора, на то слово, которое она ему дала... Очень точный акцент, когда Дон Жуан постоянно говорит о том, что он дал слово другой. Здесь Анна и Дон Жуан равны. У нее долг перед Командором, перед его домом, его именем, у Дон Жуана долг перед перстнем Долорес, перед словом чести. И здесь уже начинается борьба двух мощных индивидуальностей. Но Дон Жуан проигрывает. Коварно убивает Командора, а слуга Дон Жуана убивает телохранителя Командора. Мы видим, что Анна морально возвышается над ним, растет внутренне...
Я думаю, что для многих зрителей этот спектакль стал открытием Леси Украинки. Ее привыкли воспринимать по тексту. Но в данном случае по тексту не воспринимаешь, потому что текст — здесь не главное, главное — театр, сцена, их сочетание, и ты должен знать текст, ты должен жить в тексте, но ты должен жить и тем действием, которое творится на сцене. И это интересно, это открывает для меня Лесю Украинку, потому что я вижу, что театр ее додумал, дочитал, увидел по-новому.
«День» №193, четверг, 25 октября 2012
Посилання: