Преса

Преса

Азарт, озорство, раскрепощенность и «карнавальность»

За всю свою столетнюю историю Киевский театр им. Леси Украинки впервые обратился к драматургии Ж.-Б. Мольера!

Итак, «Мнимый больной» незабвенного французского комедиографа-комедианта в исполнении актеров Русской драмы. Впервые обязательное предупреждение к зрителям перед началом спектакля об отключении мобильных телефонов прозвучало не голосом руководителя Театра им. Леси Украинки — Михаила Резниковича, а сам Мольер вышел на сцену, чтобы, присев перед зеркалом гримировального столика, взять грим, нанести на уставшее лицо маску мнимых страданий своего героя и попытаться скрыть под этой маской свою собственную боль... Поэтому сегодня именно он имеет полное право на этот зал! В последний раз... Как известно, роль Аргана стала последней в жизни великого комедианта (для несведущих зрителей звучит напоминает об этом). Давиду Бабаеву — он же Мольер, он же Арган — удается удивительным образом воссоздать практически неуловимую связующую между жизнью драматурга и его персонажем, и, в результате, позабыв о всяких театральных условностях, мы доверчиво окунаемся в фарсовую суматоху Театра Мольера.

В какой-то миг возникло ощущение, что сам Д. Бабаев понимает и осознает, что роль Аргана — особенная в его репертуаре. И дело тут не только в прекрасной драматургической основе. Просто, на мой взгляд, наступил тот момент, когда сценический и житейский опыт актера позволил ему не столько сыграть, как поведать своим современникам, как это: придумать, воплотить и посмеяться над теми, кто поверил в то, что ты придумал. Уверена, критики и зрители проявят единодушие в оценке мастерства актера, театрально-эмоциональным — браво!

Следующая неожиданность постановки — Туанетта, служанка (Татьяна Назарова). Женская грациозность и очаровательное лукавство, подчеркнутые легкостью пластики, кокетливой челкой и озорным блеском глаз, совершенным образом, однозначно выдвигают Туанетту на роль дирижера в какофонии любовных хитросплетений этого спектакля. И она не только блестяще справляется с этой ролью, но и неожиданным образом, заново открывает для зрителя эту актрису.

Мольеровские персонажи, соответственным образом разбитые по интересам на пары: жена Аргана Белина — и имеющий на нее (то бишь на наследство Аргана) виды господин де Бонфуа; дочь Аргана Анжелика — и влюбленный в нее Клеант, парочка напыщенных Диафуарусов (отец и сын) — все они в спектакле самым неожиданным образом заявляют о своей автономности и неповторимости. Смело, легко, озорно, а главное — удивительно точно и выразительно, наслаждаясь гротескной комедийностью своих героев и ситуаций, в которых они оказываются, И. Новак — В. Семирозуменко, Е. Тополь — В. Николенко, М. Аугуст — В. Осадчий прочерчивают их силуэты! Вероятно, поэтому выход каждой из этих пар — не просто демонстрация марионеточных силуэтов, а, в первую очередь, яркой индивидуальности, фантазии и мастерства актеров театра. То же самое мы можем повторить и в отношении остальных исполнителей: В. Кошеля — господина Пургона, неистово-комическая пляска которого на собственном парике, превращает этот момент его фиаско как лечащего врача Аргана в один из самых ярких комедийных моментов спектакля; Олега Комарова (Флерана — аптекаря), с неизменным занудством и настойчивостью доказывающего чудодейственность клистира; Александра Гетьманского-Беральда, который на правах брата позволяет определенное (но, кстати, вполне оправданное) резонерство в обращении не только с Арганом, но и с нами, зрителями... И Жак (И. Завгородний), и лакей Жорж (А. Емцов) — эти персонажи, введенные в сценическое действие волей режиссера спектакля, не менее выразительны и интересны, а главное — органичны в круговерти всех фееричных событий. Ну, и, конечно же, отдельное «браво!» молодому актеру Артему Емцову в роли лакея Жоржа. Его бессловесный, долговязый и нескладный герой — точная копия старинного литографического изображения итальянского слуги-дзани (интересно, знает ли сам актер об этом сходстве?) — без сомнения, актерское открытие в этом спектакле.

Яркая, удивительно выразительная в контексте фарсовой природы пьесы и постановки хореография Аллы Рубиной в который раз позволяет восхититься мастерством этого балетмейстера. Ну, где это видано, чтобы стремительно летящий, страстный цыганский танец, вконец сметающий своей энергетикой условный барьер между сценическими персонажами и зрителями, был поставлен без традиционного «выхода-цыганочки»?

В довольно лаконичной и одновременно распахнутой сценографии Татьяны Швец, приглашающей в мольеровское закулисье, удивительно выразительно «играют» стильные костюмы в исполнении Елены Дробной. Всего лишь одна деталь женского платья — лиф, а как точно его форма подчеркивает кокетливую женственность Туанетты, трогательную наивность Анжелики, показную высокомерность Белины...

Под рукоплескания зрительного зала и легко узнаваемую мелодию из репертуара Эдит Пиаф (которая, к слову, абсолютно органично венчает музыкальную версию В. Брусса) актеры выходят на поклон. Наверное, пришло время назвать имя автора оригинальной сценической версии и режиссера-постановщика спектакля «Мнимый больной» на сцене Театра русской драмы им. Леси Украинки. Но вначале напомним: «Блистательным театром» назвал свою труппу молодой Мольер, собрав еще в юные годы вокруг себя таких же одержимых искусством лицедеев... Лицедействовать — действовать лицом... На мой взгляд, мы уже несколько призабыли истинное значение и чарующую магию этого слова. Уважаемый режиссер, Аркадий Кац, Вам не просто удалось убедить актеров, что «без азарта, озорства, раскрепощенности, жизнерадостности, искренности, «карнавальности» — без сочетания всех этих качеств Мольера не сыграть», но и заставить нас, зрителей, всматриваться в «живые» маски зеркала сцены (в прямом и переносном смысле этого слова). Смею утверждать (только, ради Бога, поймите правильно!), что на сцене этого театра вы создали свой самый блистательный спектакль!

Наталья ВЛАДИМИРОВА, театровед

"День" №206, вторник, 13 ноября 2012

Посилання:

 
go_up