Преса

Преса

Наблюдая персональный ад

   На Новой сцене Национального театра русской драмы им. Леси Украинки состоялась премьера спектакля "Женщины. Фрагмент. Скандал без антракта" по пьесе Александра Марданя "Кошки-мышки". Трем его героиням искренне сопереживала ЮЛИЯ БЕНТЯ.

   Режиссер спектакля и по совместительству одна из задействованных в нем актрис Ирина Дука отказалась от авторского названия пьесы "Кошки-мышки", вынеся на афишу лишь ее пространный подзаголовок "Женщины. Фрагмент. Скандал без антракта". Эта на первый взгляд незначительная деталь для постановщика принципиальна: в лихо закрученной истории, где каждой из трех героинь есть что скрывать друг от друга, против всех правил популярной детской игры побеждают вовсе не коварные, пытающиеся вывести соперника на чистую воду кошки, а тихая мышка, глубоко хранящая свои тайны. Впрочем, для 50-летней Тамары (Ирина Дука) эта победа оказывается пирровой — ей вряд ли удастся спастись от того земного ада, куда (как дважды — в начале и в конце пьесы — подчеркивает драматург) "каждый приходит со своим огнем".
 
   В спектакле этот "огонь", кажется, не гаснет ни на мгновение. Согласно авторскому замыслу, действие драмы происходит в реальном времени, все ее события умещаются в каких-то два часа. Постановщику максимально удалось сохранить эту атмосферу достоверности, деликатно акцентировав при этом смысловую кульминацию. Конечно, по жанру "Женщины..." ближе всего к мелодраме, хотя сюжет пьесы выстроен как захватывающий детектив. Разгадывание интриги, впрочем, приводит зрителя к выводу о предопределенности судьбы каждой из вовлеченных в нее героинь.
 
   При всем внешнем благополучии иначе как роковыми их судьбы не назовешь. У молодой журналистки Лены (Наталья Доля) — роман с сыном известных артистов. Его родители, правда, в разводе — отец бросил мать ради молодой актрисы. Сын, судя по всему, готов повторить его поступок, оставив жену с маленьким ребенком. Тамара с новой избранницей сына не знакома, но называет ее не иначе как "журнашлюшкой". Лена, собрав компромат на потенциальную свекровь, решает сыграть ва-банк, выложив перед ней эти сведения и, по сути, шантажом принудить не вмешиваться в ее отношения с любимым. Но, выигрывая бой, все же проигрывает войну. Ведь из-за досадной случайности, сама того не ведая, изнурительный и беспощадный диалог она ведет не с Тамарой, а с ее сестрой Татьяной (Лидия Яремчук), которая, не имея собственных детей, посвятила жизнь воспитанию племянника и литературным переводам. Разделенные возрастом и опытом женщины после серии угроз и взаимных обвинений все же открываются с иной стороны и понимают друг друга. Однако Татьяне так и не удается достучаться до родной сестры, отношения с которой до сих пор казались просто идеальными. Тамара скорее пойдет на вечные муки и потянет за собой остальных, чем усомнится в собственной непогрешимости.
 
   Вроде бы неброский, разыгранный в скромных декорациях спектакль на самом деле скроен очень честно, чисто и добротно, по классическим законам психологического театра. В редком киевском спектакле столько же мало внешних эффектов и так же сильна актерская работа всех исполнительниц. Лидия Яремчук, Наталья Доля и Ирина Дука каждая по-своему переживают на сцене трагедию обыденности: неумение понять и услышать другого, отказаться от голословных обвинений, признать свою вину. В конце концов, решиться на поступок, пусть даже в итоге он ничего и не решит.

"Коммерсантъ Украина", №184 (1674), 14.11.2012

Посилання:

 
go_up