Преса

Преса

Жизнь и судьба Надежды Батуриной

Известный афоризм «Талантливые натуры мужают поздно» в полной мере относится к артистке Театра имени Леси Украинки, народной артистке Украины Надежде Батуриной. Сейчас – в преддверии ее солидного юбилея – не верится, что в детстве о сцене она вовсе не мечтала. Прилежная ученица, «золотая» медалистка, студентка-отличница филологического факультета Одесского университета, получившая свой честно заработанный красный диплом, ответственная учительница сельской школы… Но недаром говорят: от судьбы не уйдешь. Актерство все-таки ее настигло, хотя и в довольно сознательном возрасте. Может, поэтому, служение театру изначально было осознанным и серьезным.  

ТАЛАНТ ДО КИЕВА ДОВЕДЕТ

Первые встречи будущей актрисы с театром произошли в Стерлитамаке, куда маленькую Надю с родными эвакуировали во время войны. «Однажды по городу прошел шумок, что к нам едет театр, - вспоминает Надежда Петровна. - Это был настоящий праздник: женщины наряжались в самые красивые свои платья, хотя было 30 градусов мороза. Театр был летним, неотапливаемым, и тулупы они снять не могли, но то, что под ними – праздничный наряд, - радовало и грело. Открылся занавес. На сцене стояла женщина, затянутая в черный корсет. Алебастровые плечи, грациозная шея. Мне казалось, что такой красоты я не видела никогда, хотя моя мама была очень красивой. Вышел герой — и женщины в зале просто замерли… Потом выяснилось, что это был Театр Леси Украинки. Играли Мария Стрелкова, Михаил Белоусов, другие артисты, чьих имен мы тогда не знали».

Жаль, но порою знаки судьбы мы различаем слишком поздно. После двух лет педагогической деятельности и параллельной учебы в студии при Одесском театре Советской Армии Надежда  Батурина несколько лет проработала на театральных площадках Южной пальмиры. Это был поиск собственной творческой индивидуальности, испытание сил и таланта. «Спустя годы – в 1961-м - Театр Леси Украинки приехал к нам, в Одессу, на гастроли. Директор пришел к нам посмотреть спектакль «Житейское море», в котором я играла Ванину. После спектакля он вызвал меня к себе и предложил годичный стаж. Так я попала в Киев», - рассказывает актриса.

Она сразу завоевала столичного зрителя. Красивая, но далекая от гламурных стандартов, внешность, положительная энергетика и бесспорный талант. Тогда еще царил дух того великого театра Константина Хохлова, хотя самого легендарного мастера Надежда  Петровна в Киеве не застала. Ей посчастливилось работать с корифеями, выпестованными Константином Павловичем, - Юрием Лавровым, Евгенией Опаловой, Виктором Халатовым, Николаем Соколовым…

Впервые на киевскую сцену она вышла в спектакле «Четвертый» Константина Симонова. И сразу же попала в блистательное актерское созвездие: Николай Рушковский, Александр Ануров, Олег Борисов. Это было новое поколение, которое продолжало традиции корифеев, работать с ними было чрезвычайно интересно. Партнеры научили главному - чувству локтя на сцене.

Послужной список работ Надежды Батуриной довольно внушителен. Лишенная примитивного тщеславия, актриса никогда не боялась маленьких ролей, с одинаковым рвением отдаваясь каждой из них. Почитатели Русской драмы старшего поколения помнят ее Панченко в «Кафедре» В.Врублевской, принцессу Эболи («Дон Карлос» Ф.Шиллера), Лидию Павловну («Варвары» М.Горького), Огудалову («Бесприданница» А.Островского), леди Брэкнелл («Как важно быть серьезным» О.Уайльда). Роли разные - драматические и комедийные. Достаточно сравнить Донну Анну из «Каменного властелина» Леси Украинки и предводителя эмансипированных женщин, госпожу Лазич, в комедии «ОБЭЖ» Б.Нушича. Артистка очень любила роль Эмилии в спектакле «Отелло» В.Шекспира (постановка Михаила Резниковича). Характер героини сильный, такой же, как у самой актрисы. Очень близка ей и роль Сары Бернар в спектакле «Смех лангусты» Д.Маррелла, которая учит, что за взлетами следуют катастрофы, и их нужно уметь преодолевать. Это подтверждает личностный девиз актрисы: «Никогда не сдаваться».

В актерской профессии, больше, чем в другой, личностные человеческие качества играют часто главную роль. При всем своем таланте и красоте Надежда Батурина абсолютно лишена звездной болезни. Испытав успех, славу, она была и остается сама собой. При этом ей присуща закрытость. Всегда оставаясь любезной, она не позволяет себе «распахивать душу», откровенничать, сохраняет дистанцию в соответствии с правилами хорошего тона. Это создает ореол глубинной внутренней тайны, притягательной загадочности.  


СЕРДЦЕ КРАСАВИЦЫ

Надежда Батурина часто играла героинь, красота которых – условие сюжета. Но никогда не спекулировала своей внешностью. В ней нет примитивного кокетства, которым часто пользуются женщины. Неприкрытая чувственность, победительный напор вообще не входят в арсенал актрисы. Она никогда не пользовалась своими возможностями ради дешевого успеха, знала, чем за это порой приходится платить. Может быть, поэтому не слишком быстро продвигалась в театре, да и почетные звания пришли к ней довольно поздно.

Творческая зрелость актрисы припала на время бешеных ритмов. Телевидение, появление новейших электронных технологий ускоряет их до невозможности, порой просто не дает опомниться, лишний раз проанализировать информацию, неспешно ее усвоить. Но актриса отлично усвоила пушкинскую истину: «Искусство муз не терпит суеты». Даже идя на эксперименты, выступая в новой для себя ипостаси, она оставалась сдержанной и по-королевски величественной. Самой собой. Выходя на сцену в роли Чебоксаровой в комедии А.Островского «Бешеные деньги» и Амбры в трагикомедии «Возвращение в Сорренто» А.Николаи, своим природным обаянием актриса приковывала к себе внимание и мужской, и женской половины зрительного зала. 

Но к актерам жизнь бывает так несправедлива. С годами обретается опыт, шлифуется мастерство. Возникает популярность, любовь зрителей, а круг ролей - сужается. Возрастных женских ролей в русской и зарубежной драматургии так мало. Но актриса не привыкла сдаваться. Богатый родник души, высокий интеллектуальный уровень, глубокий внутренний мир Надежда Батурина реализовала в режиссуре. Ее спектакли созданы по законам психологического театра, в основе их - простые человеческие чувства и переживания, близкие каждому. Она поставила несколько спектаклей в театре «Сузір’я», а в родном театре - «Загадку дома Вернье» по А. Кристи и «Пизанскую башню» Н. Птушкиной. Филолог по образованию, Надежда Петровна умеет выбрать высокохудожественные произведения для постановки, здесь нет случайностей. «Убийство в пансионе Монксуэл-Менор» А.Кристи, «Когда лошадь теряет сознание» Ф.Саган, «В круге любви» С.Моэма, «Требуется лжец» Д.Псафаса, - это литература, способствующая нравственному очищению. В спектакле «В круге любви» Надежда Батурина играла Китти, это удивительно светлый образ истинной леди. Ее героиня говорит: «Никогда нельзя возвращаться в места, где ты был счастлив. Это разбивает сердце». В отличие от Китти, сама Надежда Батурина любит возвращаться в места, где была счастлива. Для нее это – допинг, возможность «копить» воспоминания. Каждое из них ценно. Кто знает, может быть то или иное впечатление впоследствии ляжет в основу нового актерского образа.

«Мы живем в достаточно циничное время, - считает актриса, - когда деньги превратились чуть ли не в религию». В такой период театр особенно нужен для утверждения духовных ценностей. И отзывы зрителей на спектакль Надежды Батуриной «Последняя любовь» по повести Исаака Башевиса Зингера не единожды это подтверждали.

Надежда Батурина – это невероятная сила воли. Она всегда «на каблуках», элегантна, с неизменной улыбкой на лице. Причем, улыбка эта – не искусственна, не дежурно-вежлива, не фальшиво-голливудская, - но искренняя, настоящая. Внутренний камертон благородства, достоинства, порядочности, ума никогда не подводил актрису. Это достойно восхищения и подражания. Яркий пример для молодых, как можно и нужно относиться к театру, жить с осознанием того, что сцена – доподлинно твоя жизнь и судьба.

«БАТУРИНА ПОД МАЙОНЕЗОМ»

Согласившись однажды на роль «тети Нади» - ведущей телевизионной «Вечерней сказки» - Надежда Петровна даже не предполагала, какую популярность принесет ей эта передача. Просто потянулась в светлый мир детства, увидев в этом альтернативу жестокой взрослой жизни. В форме занимательной беседы со сказочными персонажами Буратино и Мальвиной она сеяла в детских сердцах доброе, мудрое, вечное. Многие нынешние взрослые люди, уже имеющие своих внуков, воспитаны на тех ее передачах. Тогда Батурину узнавали везде: и в Киеве, и в провинции. «Тете Наде» в магазинах сердобольные продавщицы предлагали различные дефициты из-под прилавков, которые в советское время простому человеку достать было невозможно.

Тут же вспоминается знаменитая байка-быль, рассказанная самой Надеждой Батуриной. Как-то зимой ей по случаю (опять-таки из-под прилавка!) достался очередной продуктовый дефицитный товар, – майонез в баночках 0,33 литра. (Да, сейчас уже мало кто помнит такую стеклянную тару). Так вот, упаковав заветные баночки в «авоську» (то есть, все на виду) Надежда Петровна, как всегда, по-королевски, в роскошной шубе, шла по улице, и вдруг… поскользнулась. Актриса падает, баночки, естественно, разбиваются, и майонез заливает элегантную шубку. Мимо проходят люди, никто не спешит на помощь. И вдруг рядом с собой Надежда Петровна замечает три пары мужских ботинок – все-таки кто-то «притормозил». Актриса уже облегченно вздохнула: сейчас помогут. Но, увы! Наклонившийся к ней мужчина участливо спросил: «Женщина, скажите, где вы брали майонез?» Придя в театр, она рассказала обо всем случившемся коллегам. Все смеялись и говорили (остроумия актерам не занимать) – «Батурина под майонезом». Благо, Надежде Петровне хватает чисто одесского юмора, чтобы рассказывать о подобных случаях «в лицах».

Еще одна забавная история, которую рассказала Надежда Петровна. Ее дедушка, убежденный коммунист, внимательно следил за творчеством актрисы и однажды сделал внучке замечание: «Ну что за роли ты играешь! Какие-то принцессы, королевы… У тебя одна приличная роль за всю жизнь – Комиссар в «Оптимистической трагедии».

Татьяна Моцарь

"Театральное крылечко" №5

Посилання:

 
go_up