Преса
Преса
На Новой сцене Национального академического театра русской драмы им. Леси Украинки премьера — «Женщина и чиновник».
Пьесу итальянского драматурга Альдо Николаи поставил режиссер Дмитрий Морозов, а художественное руководство осуществил Михаил Резникович. Главные роли в комедии поочередно играют две пары артистов: Дмитрий Савченко-Наталья Доля и Станислав Бобко-Елена Нещерет.
Завязка этой истории напоминает ситуацию из советской «кинонетленки» «Ирония судьбы, или С легким паром!» Самый обычный, «типовой» (говоря языком эльдаррязановской комедии) чиновник пятого ранга возвращается после обеденного перерыва и застает в своем кабинете... неизвестную дамочку. Выяснять отношения с непрошеной гостьей герою предстоит вплоть до самого финала, а это полтора часа.
Вся пьеса Николаи — непрерывный диалог! Взяться за такой материал само по себе — подвиг. Чтобы не усыпить зрителя разговорами, режиссеру приходится тщательно выстраивать параллельный словесному действенный мир сюжета...
В «Женщине и чиновнике» этот — «подтекстовый» — фундамент, выстроенный режиссером, крепок и затейлив. Артистам есть, что называется, где разгуляться. Они с удовольствием «примеряют» на себя десятки предложенных ролей: ловелас и кокетка, агрессор и невинная овечка, обвинитель и подсудимый, повелительница и подкаблучник... При этом артисты, как в игре «кошки-мышки», в самый неожиданный момент могут поменяться ролями. Потому зрителю сложно оторваться от происходящего на сцене.
Дмитрий Савченко с Натальей Долей демонстрируют высший пилотаж актерского мастерства, а более опытных коллег «догоняют» и Елена Нещерет со Стасом Бобко. Она (героиня) — воплощение женской природы: трогательная и беспощадная одновременно, в экстремальной ситуации способная на блеф в больших и малых масштабах. Он (герой) — нормальный мужчина, теряющий голову в присутствии симпатичной представительницы противоположного пола. Но в этом заданном детективе стоит искать не только женщину.
Спектакль Русской драмы наталкивает на мысль, что пьеса Николаи — далекая родственница гоголевского «Ревизора». Прежде всего, потому, что глаза страха здесь так же велики. Для чиновника, у которого, само собой, рыльце в пушку, существует опасность разоблачения. Приходится изворачиваться, применять то одну, то другую, то третью тактику. Дмитрий Савченко отлично балансирует на качелях эмоций и настроений, заданных режиссером, — от наступления до отчаяния, и обратно. А еще актер умеет точно рассчитать меру собственной веры в предлагаемые обстоятельства. Зритель ощущает, когда персонаж играет роль в роли, пытаясь перехитрить женщину, а когда искренне «ведется» на ее уловки...
И еще один привет от Гоголя — мистический флер. На сцене то и дело происходят какие-то странности, рождаемые воспаленным воображением напуганного чиновника: что-то зажигается, гаснет, скрипит, капает... А центральный элемент декорации — стол-трансформер (необычайно действенная сценография Игоря Несмиянова), как шляпа фокусника, весь напичкан сюрпризами-приспособлениями, здорово, действенно помогающими артистам.
А зрители, наверняка, сделают для себя неожиданное открытие, что этот спектакль вовсе не о чиновничьей подноготной, а о том, сколь извилистым и тернистым порой бывает путь к взаимопониманию между мужчиной и женщиной.
"День" №219, (2013)
Посилання: