Преса
Преса
В РУССКОЙ ДРАМЕ - СПЕКТАКЛЬ О БЕССМЫСЛЕННОСТИ
И БЕСПОЩАДНОСТИ ВЕКОВОЙ ВРАЖДЫ
Ее звали Джульеттой, его - Ромео, она - Капулетти, он - Монтекки. Они юные, наивные, влюбленные и преданные друг другу. Однако, из-за давней вражды, которая не одно поколение преследует два благороднейших клана, им не суждено быть вместе...
ГДЕ ВСТРЕЧАЮТ
НАС СОБЫТЬЯ?
Сюжет этой шекспировской пьесы известен каждому со школьной скамьи, и постановка Театра русской драмы не удивит своих поклонников кардинально новой трактовкой материала. Создатели спектакля решили не отходить от классической фабулы. Режиссер Кирилл Кашликов не стал издеваться над «стариной» Шекспиром авангардным прочтением трагедии: не «огламуривал» пьесу, не переносил ее героев в наши дни, не давал им новых имен, не оставлял финал открытым и не завершал его хеппи-эндом. Ну, разве что Джульетту в дуэте вывел в лидирующую позицию, сделав ее - решительную и бесстрашную - движущей силой.
Ради справедливости стоит отметить, что ставить «Ромео и Джульетту» на театральных подмостках непросто! Пьеса имеет богатейшую сценическую жизнь, вот уж несколько веков не сходит с театральных афиш и конкурирует разве что с «Гамлетом» или «Чайкой» А.Чехова. Вот почему очередная постановка каждый раз оказывается под пристальным вниманием зрителей и критиков. А режиссеры вновь и вновь ломают голову: чем же удивить публику, и как «оживить» трагедию, которой - ни мало, ни много - 400 лет!
Итак, чем спектакль Русской драмы отличен от сотен других постановок бессмертной трагедии, если в течение двух с половиной часов актеры поднимают все те же извечные темы любви и верности, ненависти и мести, конфликта поколений? Думаю, каждый, кто видел премьеру, со мной согласится: есть в нем неуловимая и крайне редкая для современного театра отличительная черта - общая атмосфера загадочности, таинственности... Полумрак затихшего зрительного зала, появление на окутанной туманом сцене всех героев, и манящий голос Юрия Гребельника (Эскала, герцога Веронского) в прологе, с первых мгновений интригуют, гипнотизируют, увлекают зрителя за собой. Ты тут же становишься заложником волшебства, принимаешь правила игры, по очереди примеряешь на себя образы персонажей, ищешь мотивацию и оправдание их поступкам. И декорации, и костюмы, и грим, и превосходная игра актеров удивительным образом к этому располагают, складываясь в невероятно стильный и зрелищно выразительный спектакль.
Сценография Елены Дробной проста и изысканна: скалы, огромные валуны и небольшая галечная насыпь у края сцены. Здесь ничто не указывает на конкретную местность. Вероятно, этим создатели спектакля намекают: подобная история могла произойти не только в Вероне. Многофункциональным сооружением является каменная арка, при необходимости трансформирующаяся в ворота. По обоим бокам - лестничные марши. При различных обстоятельствах и определенном освещении конструкция эта служит то порталом для перехода героев от действия к действию (из нее на балу появляется Джульетта (Шорена Шония), в ней брат Лоренцо (Борис Вознюк) венчает влюбленных в одной из самых эмоционально насыщенных сцен спектакля), то склепом, из которого безутешный Ромео (Кирилл Николаев) выносит тело возлюбленной.
Костюмы героев также вневременные. В них - отражение характеров, а не конкретной эпохи и местности. Простое белое платьице Джульетты в соединении с модными нынче кедами - чистота и ребячливость девочки-подростка, короткие штанишки Ромео - юношеская непосредственность. А вот вспыльчивость, задиристость Париса, Тибальта и Меркуцио подчеркнуты рваными джинсами, разнообразными нашивками, грубыми ботинками-стилами. Строгости и сдержанности мужским персонажам добавляют шинельные пальто. Особое восхищение вызывают туалеты графини Капулетти (Ирина Новак). Перед публикой она предстает то в нежно-белом платье с открытыми плечами, то в соблазнительно красном (мать Джульетты сгорает от страсти к молодому Тибальту). Но непокорность и своенравность этой милой женщины выдает ее кожаный ободок для волос с металлическими шипами. Такими яркими художественными деталями костюмов постановщики прокладывают мостик из времен Шекспира в день сегодняшний, проводят параллели с проблемами современности.
КАК ПО НОТАМ
Невероятно выразительным и органичным является музыкальное оформление постановки. Музыка сопровождает практически весь спектакль и, на мой взгляд, выступает отдельным действующим лицом, не отвлекая зрителя от происходящего на сцене. Неоднородные, контрастные и, казалось бы, совершенно несопоставимые композиции чудесным образом вписываются в единую канву спектакля, подчеркивая и трепет, и лиризм, и трагичность ситуаций.
К примеру, один из мощнейших эмоциональных потрясений спектакля — момент, когда со сцены на черных плащах уволакивают тела убитых Тибальта и Меркуцио, а после женщины, мгновения назад лихо отплясывавшие на балу, смывают кровь с планшета сцены. Композиция, звучащая при этом, пробирает до слез. Обе семьи понесли невосполнимые утраты. Казалось бы, пора остановиться. Однако родовая вражда лишь ожесточается, крепнет, выходит на новый виток. Невольно вспоминаются события, потрясающие страну, становится жутко...
Между тем, на сцене трагедия неумолимо вступает в свои права, словно предостерегая зал, демонстрируя, до чего способна довести нас ненависть. Все чернеет, завывают сквозняки. Во мраке стенает Джульетта, во мраке в келье у монаха горюет и Ромео. Вместе с Меркуцио и Тибальтом убито их счастье. Палитра всех этих чувств в полной мере раскрывается в драматичном вокализе, при котором будто что-то обрывается внутри, по телу пробегает дрожь, и на глаза наворачиваются слезы.
Впрочем, музыкальное решение спектакля не ограничивается исключительно мастерски подобранными композициями и мелодиями. Звуковые эффекты (стрекот сверчка, крики воронья, завывания ветра и бури) переносят нас из действия в действие, помогая представить себе то летний вечерний сад, то скитания главного героя по чужбине...
Оказывается, свою лепту в музыкальное оформление спектакля внес Олег Замятин, исполняющий роль синьора Монтекки. Кстати, тот факт, что сценический бой в спектакле ставили актеры Виталий Овчаров и Максим Никитин, а сценической речью с коллегами занималась Анна Гринчак, говорит о многом. Весь актерский состав болел душой за общее дело, и каждый старался помочь. Это, конечно, чувствует зритель. Невольно проникаешься трепетным отношением к спектаклю, с которым трудились все его участники.
КЛАССИКИ
И СОВРЕМЕННИКИ
Актерские работы в «Джульетте и Ромео» заслуживают отдельного разговора. В шекспировском материале артисты Русской драмы «священнодействуют», как учил К.Станиславский. Попадания в образы настолько точны, что уже не представляешь себе на месте героев иных исполнителей. При этом в их игре не ощущаешь пафоса: вот, мол, гениально играю в бессмертной трагедии Шекспира. Напротив - каждый из исполнителей ведет себя, как современник, попавший в исключительные жизненные обстоятельства, и выходы из житейских передряг каждый из них ищет, опираясь на собственные убеждения и предубеждения, законы жизни в обществе того и этого времени.
Превосходно, как всегда, свои роли сыграли Юрий Гребельник (Эскал, герцог Веронский) и Борис Вознюк (брат Лоренцо). Невозможно не отметить искрометную игру Андрея Пономаренко (Пьетро). По сюжету его персонажу отведена небольшая роль, но артист сумел сделать образ недалекого и хитрого слуги выразительным, хулиганским. Еще одним запоминающимся персонажем стала Кормилица (Надежда Кондратовская). Стоит лишь вспомнить, как заразительно она смеется, рассказывая историю из детства своей воспитанницы, и невольно начинаешь улыбаться. Наверняка, многие, читая пьесу, прошли бы мимо этого незначительного эпизода, но актриса сумела сделать из него отдельный яркий запоминающийся номер. Ее Кормилица искренне любит Джульетту, желает ей добра даже тогда, когда предлагает забыть Ромео. Девочка воспринимает совет, как предательство последнего родного ей человека, и впервые отстраняется от поцелуя няньки, отныне чужой для нее женщины. Но зритель уже подготовлен артисткой Кондратовской: он понимает, что со стороны ее героини это лишь желание уберечь любимицу от беды.
Интересной гранью своего мастерства открылась для зрителя Ирина Новак, сыгравшая мать Джульетты. Ранее актрисе, в основном, доводилось играть кокеток и соблазнительниц. В этом спектакле она раскрывается в драматической роли. Шарм, красота и обаяние графини Капулетти очаровывают зрителя, но на контрасте раскрывается и трагичная судьба женщины. От природы сильная и властная, она всем своим естеством протестует против деспота-мужа (Капулетти — Виктор Сарайкин), которого ненавидит, сгоняет зло на ребенке и горько убивается над телом племянника, оплакивая его. По всей видимости, актриса и режиссер проделали огромную работу над ролью, создав неоднозначный, объемный персонаж.
Исключительно эмоциональный и заразительный Евгений Авдеенко в роли Меркуцио. Знаменитый монолог о королеве Мэб в его исполнении вызывает шквал аплодисментов в зале. Видно, не только Меркуцио, но и самого актера допекли бесчисленные человеческие страсти - причины всех пороков, грехов и преступлений. В неожиданном амплуа - непримиримого и мстительного Тибальта — предстал Алексей Полищук. С какой безумной неистовостью и высокомерием он провоцирует на драку соперника. Состязание молодых людей, сначала словесное, а вскоре и рукопашное, является своего рода игрой, отчаянной игрой со смертью, за которой напряженно следит зритель. И хотя каждому известен фатальный исход этого боя, до последнего надеешься, что все пойдет по-другому.
Прекрасный дуэт сложился между исполнителями главных ролей Кириллом Николаевым и Шореной Шонией. Они предельно близки к своим героям и по возрасту, и по духу. Перед зрителями Русской драмы эти артисты предстали впервые, но сумели сполна раскрыть своих персонажей и полюбиться зрителю. Не раз и не два молодых участников спектакля публика вызывала «на бис».
Ребятам удалось донести до зрителей, что Ромео и Джульетта были, в сущности, детьми, которым посчастливилось в раннем возрасте не только испытать любовь, но и сохранить это чувство. Их встреча на балу в доме Капулетти сыграна тонко и трепетно, на полутонах. В ней и опасность, и любопытство, и неловкость, но тем-то эта сцена и прекрасна. Во время неистового танца гостей, похожего на вакханалию (хореография - Ольга Голдис, Максим Пекний) Ромео и Джульетта - чистые, неискушенные, еще неиспорченные дети впервые несмело пробираются друг к другу, сойдясь, робко протягивают ладонь к ладони, и в этом робком прикосновении зарождается прекрасное чувство, помешать которому уже ничто не сможет. Много раз, разлучаемые родными, они будут вскидывать вверх ладони, на мгновенье застывая в прощальном жесте, и жест этот станет своеобразным символом спектакля, его неповторимой эмблемой.
В этом спектакле Кирилл Кашликов находит целый ряд эффектных решений, врезающихся в память. Торжественно-печально в церковной тишине звучат слова Лоренцо, объясняющего принцип действия снадобья, тут же Джульетту окутывают белым шелковым полотном - саваном и уносят в склеп. А после гибели каждого персонажа с небес падает снег, будто бы сама природа оплакивает умерших.
Щемящей становится и финальная сцена спектакля. Джульетта пробуждается после глубокого сна, но оказывается слишком поздно, яд, выпитый Ромео, уже подействовал. Лишь на мгновенье влюбленные встречаются взглядами и умирают, чтобы соединиться в вечности.
"Театральное крылечко" №3 (09), 2014 г.
Посилання: