Преса
Преса
В Национальном академическом театре русской драмы им. Леси Украинки — премьера спектакля «Бешеная кровь» по пьесе немецких драматургов Нуркана Эрпулата и Йенса Хиллье. Это история о том, как обуздать неуправляемых школьников. Агрессивных подростков в спектакле сыграют вчерашние ученики, а сейчас студенты актерского курса Михаила Резниковича, роль педагога с оружием в руках досталась актрисе Наталье Шевченко, режиссер постановки — Алла Рыбикова.
Широкому кругу зрителей «Бешеную кровь» показали только 18 апреля, хотя в театральных кругах о спектакле наслышаны уже давно. Он был участником одного из социальных проектов Гете-института, Международного фестиваля студенческих спектаклей «Натхнення», а всего несколько дней тому назад был сыгран на учебной сцене Школы-студии МХАТ. В репертуар театра «Бешеная кровь» вписалась, заняв свое место в отдельно выделенной нише: в этом сезоне театр осуществил целый ряд постановок современной немецкой драматургии, посвященной проблемам миграции и экстремизма. Пьеса Нуркана Эрпулата и Йенса Хиллье — как раз об этом. Это история о немецких школьниках турецкого происхождения, доводящих до белого каления учительницу-немку. Ее просто вынуждают прибегнуть к радикальным воспитательным мерам. Драма происходит на уроке истории немецкой литературы и театра. Преподаватель (заслуженная артистка Украины Наталья Шевченко) не в силах утихомирить класс и начать урок. В ходе очередной потасовки из сумки ученика выпадает пистолет и тут же попадает в руки педагога. Резкий поворот сюжета заставляет героиню в считанные секунды выйти из образа жертвы и стать хозяйкой положения. Методы новой Фрау Келихь — запугивание, шантаж, угрозы — непедагогичны. Но, кажется, это единственный способ заставить слушать себя и взять ситуацию в свои руки.
Наверняка европейский зритель увидел бы в постановке острейший конфликт полярных культур и вероисповеданий, и проникся бы проблемой интеграции, зная о нашествии мусульман на ЕС не понаслышке. Украинская же публика воспринимает спектакль иначе. Во-первых, проблема иммигрантов в нашей стране не стоит столь остро (по крайней мере, пока). Детишки-мусульмане ведут себя, мягко скажем, некорректно не только по отношению к учительнице-немке. Они так же ненавидят друг друга. На украинской сцене «Бешеная кровь» вышла из берегов национального конфликта, обнажив более глобальную проблему — неконтролируемой агрессии современных молодых людей.
Новая драматургия немецких авторов, как правило, поднимает болезненные и остросоциальные проблемы: насилие, агрессия, террор. И в «Бешеной крови» этого тоже хватает. Тотальную ненависть ко всему на свете (к школе, учительнице, Шиллеру, которого заставляют читать, одноклассникам) герои демонстрируют известными молодежи способами: бесконечной руганью, обилием ненормативной лексики и недвузначными жестами. Кроме того, на сцене то и дело раздаются выстрелы, время от времени зрители дружно вздрагивают, и по залу прокатывается нервный выдох.
Как же играть столь своеобразный драматургический материал новоиспеченным актерам? Поначалу может показаться, что это легко — молодость ребятам в подмогу. И для успеха им достаточно всего лишь оставаться собой. Но, скорее всего, в процессе рождения спектакля студентам приходилось преодолевать немало преград, учиться раскрепощенности и моментальной смене настроений. Естественно, играть это интересно. Повезло при распределении ролей Роману Магрицкому и Анастасии Дерюгиной. Им достались роли изгоев класса — Хасана и бунтарки Мариам. Эти характеры дают возможность хоть как-то развернуться, запомниться зрителю. Роль Мариам — самая сложная по накалу эмоций. Не всегда актрисе удается удержать заданный градус страстей, но наблюдать за ее игрой необычайно интересно. Убедительно сыграна сцена, в которой героиня снимает с головы платок (как известно, носить его обязаны все мусульманские женщины). Девушка как будто впервые прикасается к собственным волосам, распускает их, ерошит... В этом странном, но естественном поведении героини — и физическое, и внутреннее освобождение.
Роль Фрау Келихь — неоднозначна. Она старше и опытнее, но в начале урока учительница, словно не от мира сего, произносит высокопарные фразы, тем самым провоцируя молодежь к неадекватному отношению. Более оправданы резкие выпады героини во второй части спектакля, когда Келихь вдруг становится женщиной решительной и властной. И самыми удачными можно считать моменты, в которых ее интонации становятся искренними. К концу урока страсти достигают своего апогея, и все участники школьного террора понимают, что очередная выходка молодых — предел всему и сообща ищут выход из тупика.
«Бешеная кровь» — не тот спектакль, на который приходят приятно провести вечер, расслабиться или насладиться зрелищем. Он, как школьный учебник, апеллирует к рассудку, заставляет задуматься. Создатели спектакля настаивают, что сегодня, при отсутствии моральных авторитетов и потере нравственных ориентиров, заставить одуматься способна только шоковая терапия.
"Известия", четверг, 19 апреля 2012
Посилання: